Банки уходят в «цифру»

Мы уже привыкли расплачиваться за любые услуги дистанционно по Интернету, через приложение онлайн-банка. Так мы делаем покупки в магазинах, платим за услуги ЖКХ, оплачиваем поездки, погашаем кредит… И ежегодно количество сервисов, которые дают возможность распоряжаться деньгами, не беря в руки наличность, растет. Как говорится в стратегии цифровой экономики, планируется создать полностью цифровые банки, которые будут предоставлять банковские услуги онлайн. 

Узнает по глазам и голосу

Реализация стратегии идет полным ходом. С 30 июня в России начала работать Единая биометрическая система, которая позволит получать онлайн-услуги как в государственных и муниципальных учреждениях, так и в банковском секторе. 

- Для регистрации в Единой биометрической системе гражданину необходимо всего один раз прийти в банк. Сотрудник поможет ему зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая сейчас используется для доступа к порталу госуслуг, если ранее пользователь не был в ней зарегистрирован. Затем сотрудник банка «снимет» биометрические данные пользователя - изображение лица и запись голоса - и загрузит их в Единую биометрическую систему, - рассказали в департаменте внешних отношений Ростелекома - компании, которая и занималась созданием платформы для опознания личности. 

Там отметили, что после подтверждения данных человеку придет SMS о создании учетной записи в ЕСИА и о регистрации биометрических параметров в Единой биометрической системе. После этого человек сможет дистанционно получить услуги любого банка, работающего с системой. 

- Клиенту достаточно ввести логин/пароль от ЕСИА и произнести сгенерированную системой короткую контрольную фразу, глядя в камеру смартфона или компьютера, - сообщили в компании. 

После сравнения его лица и голоса с ранее внесенными в систему данными он сможет открыть счет или вклад, получить кредит, сделать перевод из дома, не приходя в банковский офис. Чтобы подтвердить свои биометрические данные, нужен только смартфон, планшет, ноутбук или стационарный компьютер с камерой и микрофоном. 

Уйти от бумаги 

В компании - разработчике приложения подтвердили, что Единая биометрическая система расширит возможности доступа к цифровым услугам, в том числе и тем, кто проживает в труднодоступных районах, а также маломобильным людям. Услуги банков станут дешевле, а вот их качество должно повыситься. 

- Использование Единой биометрической системы - это способ изменить отношения между государством, организациями и гражданином, - констатировали в департаменте внешних коммуникаций Ростелекома. 

Как рассказали в Центробанке, процедура биометрической идентификации будет бесплатной и добровольной.

- С 30 июня сбор биометрических данных доступен более чем в 400 точках банковского обслуживания в 140 городах России, - рассказала первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова на расширенном заседании совета Ассоциации банков России, прошедшем в городском округе город Бор. - До конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20 процентов банков в каждом регионе присутствия. К 30 июня 2019 года - 60 процентов и до конца 2019 года - 100 процентов банков. 

По ее словам, собирать биометрические данные банки будут постепенно и с согласия клиента. И сделать за два года придется столько, сколько обычно делается за 10 лет, сообщила первый зампредседателя Банка России. Уже в третьем квартале 2018 года стартует пилотный проект по предоставлению быстрых платежей и различных банковских инструментов (аккредитивы, цифровые закладные и так далее) на платформе блокчейна Мастерчейн. 

- Ключевым инфраструктурным проектом в 2019 году, - сообщила Ольга Скоробогатова, - станет цифровой профиль гражданина. Он обеспечит обмен данными между потребителями (гражданами) и поставщиками данных (банками, госорганами, сотовыми операторами). Сейчас концепция проекта активно прорабатывается. 

Как отметил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков, сейчас доля цифровой экономики не превышает 4 процентов. В Нижегородской области она выше - 10 процентов. 

Причем использование биометрии позволит эту цифру нарастить. Повысится эффективность и самих финансовых институтов, поскольку сейчас они полностью уходят от бумажного и переходят на электронный оборот. По словам Аксакова, у каждого банка и финансового института открыты личные кабинеты и клиенты через него могут решить все вопросы. 

Выше скорость - выше риски 

Однако не все так радужно, поскольку, как признаются специалисты, несмотря на развитие финансовых услуг, повышение их доступности, растут и риски мошенничеств, банки пытаются обмануть с помощью электронных подписей. Поэтому, как подчеркнула начальник Волго-Вятского Главного управления Центробанка России Лариса Павлова, банкам важно обратить особое внимание на оценку вероятности реализации рисков и разработку комплекса мер по их минимизации. 

- Законодателям во взаимодействии с регулятором и банковским сообществом нужно еще много работать - предстоит принять более 50 законов согласно дорожной карте по развитию цифровой экономики, - заметил Аксаков.

Конечно, развитие цифровой экономики не предполагает, что исчезнут все банковские офисы. Россияне, которые привыкли к общению с операционистом, не пострадают. Они так же, как обычно, смогут приходить в любой банк. Но это будет выбор клиента. 

Дарья СВЕТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате