Как не стать дворником, или Почему дети не хотят учиться

Как не стать дворником, или Почему дети не хотят учиться

«Зачем нужно учиться?» - спросила учительница первоклашек 1 сентября. «Чтобы узнавать новое, быть умнее», - наперебой стали говорить дети. Но тут кто-то из ребят выдал явно взрослое суждение: «Учиться надо, чтобы не стать дворником». Родители, присутствующие на уроке, засмеялись. А ведь с психологической точки зрения, это пример неправильного настроя на учебу. 

Ярлыки под запретом

По данным разных исследований, около 60 процентов детей не хотят идти в школу. Папы и мамы, сами того порой не осознавая, делают все возможное для этого. Они запугивают ребенка. Например, говорят: «В школе учиться непросто, сложно, пойдешь в 1-й класс, там тебе покажут!», «С таким характером, как у тебя, в школе никто с тобой дружить не будет!», «Если читать хорошо не научишься, то тебя учительница стыдить будет». Эти негативные посылы накапливаются, и у ребенка заранее появляется отрицательное отношение к школе. 

Иногда родителями движут завышенные ожидания. Им непременно хочется, чтобы их чадо было круглым отличником. Они всем рассказывают, что ребенок будет учиться на одни пятерки. Это вызывает в душе малыша справедливые опасения, а вдруг он не сможет соответствовать идеальному образу и огорчит любимую маму. Такие дети боятся плохих отметок и могут горько расплакаться из-за четверки или даже пятерки с минусом. 

- Школьные успехи во многом зависят от того, как к учебе относятся родители. Мамам и папам стоит избегать навешивания ярлыков, нелицеприятных оценок школы, учителей, образовательных программ в присутствии сына или дочери. Особенно если ребенок первоклассник или ученик начальной школы. Современных родителей пугают учебные программы, которые заметно отличаются от тех, по которым они учились сами, смущают задания в новом формате, которые требуют родительского участия, и возросшие нагрузки. Тревожность взрослых автоматически передается детям. Стоит помнить об этом, - говорит нижегородский педагог-психолог Елена Дмитриева.

Виноваты гаджеты

Почему современные дети не хотят идти школу? Психологи связывают это с низкой мотивацией. Она связана с тем, что у представителей цифрового поколения детей низкая потребность в новых знаниях.

Истоки этого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Такая зависимость лишает детей любознательности. Единственный совет, который в этой ситуации дают педагоги и психологи, - не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок, ограничивать время игр на них.

Важна познавательная мотивация, ее формируют походы в музеи, простейшие эксперименты, чтение книг, просмотр интересных фильмов. Словом, все то, что толкает детей на путь нового, неизведанного, помогает сделать открытие. 

Эмоционально настроить первоклассников на школьный лад могут помочь позитивные воспоминания родителей о школьных годах. Помогут игры в школу или чтение специальных терапевтических сказок, на примере которых можно разобрать те ситуации, которые неизбежно возникнут в стенах учебного заведения. Чтение адаптивных сказок с упоминанием школьных атрибутов, класса, правил поведения позволит снизить тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. 

Психологи утверждают: задача взрослых - организовать ребенка, создать условия для выполнения уроков, помочь, если возникли трудности. Делать их за ребенка категорически нельзя. Также родителям стоит обращать внимание на то, как у него складываются отношения с учителем, ребятами.

Три переломных момента

Конфликт с педагогом и одноклассниками также порождает нежелание идти в школу.

- Современные дети часто чрезмерно втягивают в свои детские взаимоотношения взрослых. По возможности этого нужно избегать, так как это только способствует росту инфантильности ребенка. Важно, чтобы в начальной школе учитель «подходил» ребенку. Если дома муштра, то и учитель нужен строгий, а если родители - приверженцы гуманистической педагогики, то и учитель нужен мягкий, понимающий, - считает Елена Дмитриева.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начального в среднее звено (5-й класс) и переход из среднего в старшие классы. 

Период адаптации может длиться от месяца до полугода и более, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы, степени подготовленности ребенка к школьной жизни. 

- Делайте акцент на сильных сторонах сына или дочери и помните, что не всем в космос лететь! - говорит педагог-психолог Елена Бункова. 

Как можно понять, что адаптация прошла успешно? Первый показатель - ребенку комфортно, он идет в школу с удовольствием, не испытывает неуверенности и страхов. Второй показатель - то, как школьник справляется с учебной программой. Внимательно следите, не является ли нагрузка для ребенка чрезмерной, иначе это приведет к проблемам со здоровьем. Не нужно стесняться перевода ученика в школу, которая ему по силам. Не каждый способен тянуть учебу в лицее, гимназии. Часто амбиции родителей только ему вредят, подчеркивает эксперт.

 - Один из признаков успешной адаптации к учебе (как в начальном, так и в среднем звене) - это степень самостоятельности учащегося при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после собственных попыток, - обращает внимание Елена Бункова. 

Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Цифры

В этом учебном году в первый класс в Нижегородской области пойдут 36 255 первоклассников. Для сравнения: в 2017/18 году впервые переступили порог школы 36 тысяч 190 детей. Всего же за парты в школах региона в 2018/19 году сядут 327 тысяч 421 человек.

Важно!

Советы родителям первоклассников

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку.

Поддержите первоклассника в его желании добиваться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Например, стоит находить в тетрадке самые красивые крючочки, буковки, цифры и акцентировать внимание на них, а не на том, что пока не получилось. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка «Молодец!», «Ты так хорошо справился!» и т.д. способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.

Следите за нашими новостями в удобном формате