Всего на день в нижегородском «Арсенале» задержалась NEMOSKVA

Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA, подготовленный РОСИЗО - Государственным центром современного искусства, путешествует по российским городам, везет с собой выставку, осмысливает происходящее в регионах.

Название NEMOSKVA намекает на безоглядное признание приниженной «провинциальности» относительно москвичей. «НеМосква - это не «где» и не «что». Это образ мышления», - считает нижегородский художник Артем Филатов. Симпозиум призван поиграть с этим мифом и, разумеется, опровергнуть его. 

Выставка «Большая страна - большие идеи» представляет собой копилку творческих замыслов. В экспозиции - пятнадцать «спящих» проектов современных немосковских художников из разных регионов (в числе творцов - трое нижегородцев и один художник из Дзержинска). Пока эти проекты существуют в эскизах и черновиках, так что у зрителей был шанс увидеть грядущие свершения на стадии нулевого цикла. Шанс, кстати, уникальный: симпозиум длился один день, а выставка - и вовсе один час, и потому в большом арсенальском зале было не протолкнуться.

Перед официальным открытием выставки состоялось закрытое ревю идей неосуществленных проектов. Нижегородские художники представляли свои прожекты маститым знатокам современного искусства, и в итоге некоторые творцы получили шанс быть приглашенными в NEMOSKVA. В перспективе - участие в крупнейшем смотре современного искусства, Венецианской биеннале и показ в Центре изящных искусств BOZAR в Брюсселе. 

В чем же состоят лучшие «немосковские» идеи? Павел Отдельнов, успешно застолбивший на международном уровне тему города химиков, предлагает рассмотреть дзержинские заводы в аспекте альтернативной археологии. Неосуществленная идея Артема Филатова называется «Миф», а изюмина ее - в противостоянии деревянных строений современной застройке, в строительстве деревянных «домов протеста» и «домов назло». Микро-арт-группа «Город Устинов» - имя Устинов носил современный Ижевск - известна нижегородцам своими крохотными объектами с солидным концептуальным бэкграундом. Например, когда была разрушена Арка Септимия Севера в Пальмире, с помощью пинцета и лупы ижевские художники выстраивали крепости из песчинок, а затем приглашали зрителей одним легким дуновением уничтожить их, демонстрируя хрупкость материальных шедевров. На этот раз они «написали письмо» зрителям - выложили крохотные ряды из всяких мусоринок. Лежащий рядом пинцет дает возможность менять «буквы» местами и, таким образом, создавать ответное послание художникам.

Среди «экспонатов» мурманского проекта «Книга жалоб и предложений» имеется следующее высказывание: «Искусство мне всегда казалось тем, что я сам повторить не смогу. А таких выставок, как ваша, я могу организовать с десяток». Анна Гор, директор Приволжского филиала Государственного музея современного искусства в Нижнем Новгороде, отвечает на это просто: «Пусть организует. А я посмотрю». И в этом кроется несекретный секрет современного искусства: создать произведение искусства можно из «любого сора», но концепция должна быть безупречной.

Мария ПАНТЕЛЕЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате