В нижегородском ТЮЗе поставили спектакль о «людях железных» и о Вассе Железновой

В нижегородском ТЮЗе поставили спектакль о «людях железных» и о Вассе Железновой

Прообраз Вассы Борисовны, Мария Капитоновна Кашина - успешная бизнес-леди, тоже отравившая своего супруга, любителя юных девочек - жила по соседству с Кашириными. Ее дом до сих пор показывают туристам. Правда, наслушаться в раннем детстве историй о ней Горький никак не мог: будущая «Васса» была старше его лишь на одиннадцать лет. И вообще вся эта история с отравлением произошла в 1897 году, когда Пешков уже стал Горьким и над ним взошло солнце славы. О том, как ради денег властная Васса ломает жизни близких, он написал в 1910 году. Купчиха Кашина тогда была еще жива, а бизнес ее процветал. 

Возвращение к пройденному

Проходит 25 лет. Горький возвращается в СССР… и к «Вассе». За четыре месяца до своей смерти он радикально переписывает успешную во всех отношениях пьесу, за которую когда-то получил Грибоедовскую премию. Это уже другой Горький, и другая Васса - рефлексирующая, страдающая заложница собственного бизнеса. Именно такую расстановку событий и сил комментировал сам Алексей Максимович, говоря о «домах каменных и людях железных», в которых вдруг обнаруживается смертельная червоточина. Кстати, сам писатель был весьма удовлетворен новой редакцией. 

За основу тюзовского спектакля взяли вторую редакцию пьесы Горького. Первая, кстати, в Нижнем Новгороде уже идет, в Театре драмы.

Вообще год назад предполагалось, что в юбилейный «горьковский» год эту пьесу поставит Валерий Долинин, и материал уже опробовался молодыми актерами.  Но Валерий Евстафьевич скоропостижно скончался; работа была приостановлена на некоторое время. И вот, наконец, постановку осуществили екатеринбургский режиссер Илья Ротенберг и художник Наталья Симакова. 

Эффект соучастия

«Васса» поставлена во всех отношениях бережно, корректно, аккуратно - и камерно, с продуманностью каждой детали. Между прочим, в спектакле «играют» подлинные исторические предметы времен Вассы Железновой! Благодаря тому, что спектакль идет в малом зале, где первый ряд зрителей сидит фактически прямо на сцене, получается ощущение присутствия в горьковской реальности, в рабочем кабинете Вассы Борисовны. Подобный волшебный эффект особенно ярко обыгрывался в недавней постановке горьковских же «Последних» в Литературном музее Горького: зрители словно перенеслись на сто лет назад и, невидимые для героев, присутствовали  внутри их семейного бытия. Так и здесь: небольшое количество зрителей заглядывает в эпицентр жизни не самой счастливой семьи, и в данном случае эффект соучастия усиливается благодаря удачной режиссерской находке - использованию видеоинсталляции. Благодаря выразительным крупным планам можно рассмотреть героев «со всех сторон» и увидеть их лица даже когда они стоят спиной к зрителю. 

Эта Васса (ее играет Ирина Страхова) здорово отличается от реального типажа дородной купчихи Кашиной, воплощенного затем, например, Фаиной Раневской. «Мама Вася» красива и подтянута, у нее тонкие черты лица, приятный голос. Но в голосе звучит ледяная сталь вперемежку с усталостью, а на лице навсегда залегли жесткие мимические складки. В этом несоответствии, в обреченности женщины тащить непосильную ношу и в итоге быть раздавленной ее тяжестью кроется трагическая пружина действия. Ведь опереться просто не на кого! А самое интересное - пьеса Горького не устарела ни на один день, и, думается, немало зрительниц будет узнавать себя в этой Вассе Железновой…

В спектакле также заняты: народный артист РФ Леонид Ремнёв, артисты Игорь Авров, Дарья Андреева, Надежда Афанасьичева, Анна Бледникова, Фёдор Боровков, Анастасия Волох, Владимир Вышеславский, Юлия Соколова, Ирина Страхова, Сергей Усов, Николай Шубяков, Анна Энская.

Мария ФЕДОТОВА. Фото Георгия АХАДОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате