Долги за коммунальные услуги оборачиваются проблемами потребителям

Долги за коммунальные услуги оборачиваются проблемами потребителям

С началом отопительного сезона проблема неплатежей опять встала во весь рост. Так, еще 21 сентября компания «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» заявила о том, что за 12 месяцев задолженность теплоснабжающих организаций увеличилась на 44 процента и на 1 сентября текущего года достигла 765 миллионов рублей. По словам директора департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации Нижнего Новгорода Павла Маркова, теплоснабжающим организациям тоже приходится терпеть убытки из-за неплатежей  населения, которые составили 1,7 миллиарда рублей. 

ИМ ТАК УДОБНО

- Недополученные средства Теплоэнерго могло бы направить на ремонтную программу, которую приходится корректировать с учетом  недофинансирования, - заметил чиновник.

По его словам,  аккуратно платят за коммуналку  только 96 - 97 процентов нижегородцев. Причем, по данным домоуправляющих компаний, должниками далеко не всегда являются люди с низкими доходами. Часто неплательщики довольно состоятельны. 

- Это предприниматели, оплачивающие счета за ЖКУ в конце года, потому что «им так удобнее», либо жители, имеющие стабильный доход, но «забывающие» своевременно внести плату, либо владельцы квартир, которые по тем или иным причинам в них не проживают, - сообщил руководитель пресс-службы домоуправляющих компаний Нижегородского, Советского, Канавинского, Московского районов Нижнего Новгорода Михаил Песин. 

Он объяснил, что, даже если люди в квартире не проживают, энергоресурсы на нее все равно тратятся. Помещение отапливается, машина по вывозу мусора приезжает, общее имущество, которое принадлежит всем владельцам дома, в том числе и в нем не проживающим, сотрудники ДУКов убирают и ремонтируют. А значит, за это надо платить. 

КРАН МОГУТ ПЕРЕКРЫТЬ

Михаил Песин рассказал, что управляющие компании с недобросовестными плательщиками работают, что называется, плотно, используя самые разные методы, в том числе применяя крайнюю меру -  прекращая подачу тепла, воды... 

- Сначала рассылаются уведомления, ведутся телефонные переговоры и на личных встречах представители компаний стараются договориться о погашении долгов. Только при отказе должника идти на какой-либо контакт ограничивается предоставление коммунальных услуг, в частности, водоотведение, - сообщил пресс-секретарь.

По его словам, заявления в суд подаются в крайних случаях. Но когда человек оказался в сложной ситуации, ему стараются пойти навстречу, например, предоставить рассрочку платежа. 

Правда, те из нижегородцев, у кого действительно доходы не позволяют полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги, как правило, получают субсидию из бюджета.

Злостным неплательщиком может считаться уже тот жилец, который два месяца подряд не оплачивал полученные услуги. Причем по действующему законодательству пени начинают начисляться уже на 31-й день просрочки. В годовом выражении сумма может быть больше, чем проценты по банковскому кредиту.

А вот гарантирующий поставщик электроэнергии «ТНС энерго НН» часто обращается в суд. С его подачи под судебным колпаком находятся 30 тысяч лицевых счетов нижегородцев. 

- Если документы попадают к судебным приставам, то сумма долга либо удерживается из зарплаты или пенсии, либо происходит арест и продажа имущества, накладывается запрет на выезд за границу и на регистрационные действия с автотранспортом, - сообщили в пресс-службе «ТНС энерго НН».

Кстати, с 1 июня 2016 года в России действует упрощенная процедура взыскания долгов за жилищные и коммунальные услуги. Это означает, что суд выносит решение в течение пяти дней на основании представленных документов и без вызова сторон.

БЕЗ ЗЛОГО УМЫСЛА

В ресурсоснабжающей организации отмечают, что иногда долги возникают не по злому умыслу. Например, на загородной даче потребитель зимой не проживает и поэтому за электроэнергию не платит, так как расхода нет. 

- Но если не передавать регулярно показания дачного электросчетчика (даже если они не меняются), счета по-прежнему будут формироваться каждый месяц, сначала по среднемесячным показаниям, а через 3 месяца - по нормативу потребления, - объяснили в «ТНС энерго НН». - Расчеты по нормативу будут производиться и в случае, если прибор учета отсутствует или он нерасчетный. Чтобы, таким образом, не оказаться в должниках, нужно ежемесячно передавать неизменные данные.

Кстати, следует знать, если у потребителя появились долги и оплатить их он сразу не в состоянии, то стоит обратиться за рассрочкой платежа, чтобы составить график их погашения. Иначе при частичной оплате долга сначала с потребителя возьмут сумму госпошлины, штрафы и пени, долги по электроэнергии и только потом будет «закрываться» текущее энергопотребление.

Светлана Марсова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате