Зоя Церерина полностью поменяла репертуар, но неизменно тепло вспоминает Нижний Новгород

Зоя Церерина полностью поменяла репертуар, но неизменно тепло вспоминает Нижний Новгород

Один за другим мелькали фестивальные вечера «Болдинской осени», удивляя зрителей, оставляя незабываемые впечатления и принося новые знакомства. Для счастливцев, которые провели великолепный вечер с «Пиковой дамой» 17 ноября, играли и пели приезжие гости; впрочем, с Германом - заслуженным артистом России, солистом Большого театра Романом Муравицким нижегородская публика уже знакома. Что до Лизы - Зои Церериной, то на нижегородскую сцену она еще не выходила, зато заканчивала Нижегородскую консерваторию и с тех пор стала самой настоящей оперной звездой, которую знают и на столичных сценах, и за рубежом. 

Прелесть в том, что Герман  и Лиза получились не очень обычными, не слишком привычными. Певица продемонстрировала широкий эмоциональный диапазон, из благовоспитанной девицы высшего света превратившись во влюбленную и почти святую преступницу, а затем - в обманутую, глубоко уязвленную женщину. Герман, слегка взъерошенный и увлеченный, обладал эдакой симпатичной сумасшедшинкой и огоньком в глазах, который, впрочем, в нужный момент разгорелся фанатичным пламенем idee fixe трех карт. Повинуясь волшебной палочке дирижера Большого театра Алексея Богорада, спектакль прошел цельно, в хорошем темпе, с грамотно расставленными акцентами и яркими крупными планами массовых сцен.

То, что спектакль получится не просто очень удачным, но еще и по-настоящему интересным, стало ясно уже на репетиции. И не случайно за день до триумфального выступления корреспондент «НН» заглянула в гримерку к певице Зое Церериной - расспросить ее о былом, настоящем и будущем.

Куда подевали люстру?

- Зоя, как развивалась ваша карьера после консерватории?

- Практически сразу после окончания Нижегородской консерватории меня взяли солисткой в театр «Санктъ-Петербургъ Опера», где я проработала пять сезонов.  Было много ролей, но потом появились другие предложения, и так как в театрах не очень-то любят отпускать солистов на проекты, с театром не связанные, пришлось покинуть труппу и выбрать театр с более свободным творческим графиком. С тех пор и по сей день моя трудовая книжка лежит в казанской опере: спектаклей с моим участием там идет не слишком много, и это дает возможность ездить и жить там, где ты хочешь.

Три года назад я перешла из меццо-сопрано в сопрано драматическое, и это стало переломным моментом в карьере. 

- Через пятнадцать лет успешной работы сменить голос - как это возможно?

- Не исключено, что я пропела бы всю жизнь своим меццо, но время от времени люди знающие говорили, что у меня другой голос. Взялась за дело всерьез после того, как на прослушивании в Мариинский театр мне сказали, что если я переучусь на сопрано, то откроются более интересные творческие перспективы. И действительно, сразу появилось много контрактов, мной стали активно интересоваться агентства: драматические сопрано  востребованы. Так что я перешла в другой репертуар и сразу взялась за сложные партии. 

Кстати, когда-то, на пятом курсе, я прослушивалась в Нижегородский оперный театр и понравилась, хотя меня не взяли - меццо-сопрано тогда в труппе было достаточно. 

- Вы давно не были в Нижнем Новгороде. С какими чувствами вернулись в город, где провели пять лет, получая высшее образование?

- Я очень рада, что меня пригласили в этот замечательный театр на «Болдинскую осень»… и в Нижний Новгород. Я приехала сюда с необыкновенным трепетом! Другой вопрос, что не могу здесь почти ничего узнать. Очень изменился и вокзал,  и многие улицы, а когда я подошла к консерватории, то первым делом подумала: боже мой, неужели она всегда была такая крошечная? Это здание всегда казалось мне просторным! Дворик консерватории, парк, набережная - все вдруг стало словно игрушечным, и я испытала невероятную ностальгию по временам учебы. 

Придется полюбить!

- Ваши героини - глубоко страдающие женщины с драматической, трагической даже судьбой. На их фоне странно видеть Лизу, которая привычно считается нежной пострадавшей дамочкой. Но вы и ее трактуете чрезвычайно драматично. 

- Мой эталон Лизы - то, как ее исполняет Тамара Милашкина. Если разобраться, Лиза вовсе не такая бедная-несчастная, забитая воспитанница Графини, она довольно-таки смелая девушка и решения принимает очень даже серьезные: отвергла хорошего жениха, не побоялась отношений с Германом… Для этого, конечно, необходимо иметь характер! 

- Как вам работается в тандеме с Романом Муравицким, исполняющим роль Германа?

- Прекрасно! Это роскошный профессионал, сразу чувствуется, что он очень опытный актер, великолепно отыгрывающий мизансцены, и у нас с ним просто образцовые взаимоотношения. Он отличается от других Германов, с которыми мне доводилось петь: Роман мягче, трепетнее, и его Германа действительно можно горячо полюбить. Очень приятный партнер!

- А для достоверности происходящего на сцене: насколько желательно Лизе полюбить Германа, хотя бы отчасти прожить это чувство?

- Да, это важно… Два дня назад я вернулась с гастролей по Голландии, где пятнадцать раз кряду спела титульную партию в «Тоске». У меня было двое разных по характеру и темпераменту Каварадосси…

- …и ради каждого из них вы были готовы пойти на все?

- Приходилось! Конечно, важно, когда партнер, с которым вы на сцене близки, тебе импонирует и вне сцены. Тогда игра получается особенно правдоподобной, ведь от публики ничего не скроешь.

- Ваш супруг Александр Тихончук тоже оперный певец. Как сложился семейный дуэт? Считается, что в союзе творческих людей неизбежны споры и даже ссоры.

- Наш семейный дуэт сложился вполне удачно. Хотя без споров не обходится. Певцы - люди весьма темпераментные! Мы вместе успели поработать в «Санктъ-Петербургъ Опера»: например, в «Евгении Онегине» он пел Ленского, а я Ольгу, в «Пиковой даме» он пел Германа, я - Полину. Мы спели множество удачных дуэтов в концертах. Сожалею, что не вышли вместе например в «Тоске» или «Турандот» -  это было бы интересно. Как у Милашкиной с Атлантовым чудесный дуэт в «Пиковой даме», в «Отелло»; или Аланья с Георгиу в «Тоске»: как они чувствуют, какие у них взаимоотношения на сцене! У мужа и жены на сцене может получиться очень интересный творческий тандем!

- Как сейчас вам живется?

- Сейчас особенно хорошо! Живем мы то в Санкт-Петербурге, то в Париже и всюду, где приходится работать, - в разных городах и странах. В моем репертуаре много главных, титульных партий, поступает масса интересных творческих предложений. В 2019 году меня ждет участие в постановке «Фиделио» в Бонне; я приглашена на титульную роль в «Чио-Чио-сан». Готовлюсь к поездке на Глайндборнский оперный фестиваль в Англии под управлением дирижера Робина Тиччати, где я исполню партию Заморской княжны в «Русалке» Дворжака, потом запланирована работа в этом спектакле в течение лета, а осенью - выступление  с Берлинским симфоническим оркестром. Словом, только и успеваю листать клавиры и учить, так что последние три года просто блаженствую.

- Тогда не могу не спросить о капризах, которые обязаны быть у каждой уважающей себя оперной дивы…

- Да, да! Капризы! Иногда покапризничать очень хочется! Но я себе этого не могу позволить (смеется).

Справка «НН»

Оперная певица, лауреат международных конкурсов Зоя Церерина родилась 28 сентября в Гусь-Хрустальном.

Окончила Нижегородскую государственной консерватории им. М.И.Глинки (класс доцента Светланы Лившиной).

После консерватории занималась с коучами Марко Боэми, Ириной Соболевой, Анной Рахман, Давидом Абрамовицем, участвовала в мастер-классах Ренаты Скотто, Иляны Котрубаш, Елены Образцовой, Владимира Атлантова.

В репертуаре: Лиза («Пиковая дама», Казанская опера), Турандот («Турандот», Bonn Opera House, Урал опера), Мадлен де Куаньи («Андре Шенье», театр Арриага в Бильбао), Абигайль («Набукко», Казанская опера), Леонора («Трубадур», Казанская опера), Тоска («Тоска», Приморская сцена Мариинского театра), Кармен («Кармен», Казанская опера), Амнерис («Аида», Казанская опера).

Солистка Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля. 

Мария Федотова. Фото из личного архива Зои Церериной.

Следите за нашими новостями в удобном формате