С этого года девятиклассникам предстоит прохождение собеседования по русскому языку

С этого года девятиклассникам предстоит прохождение собеседования по русскому языку

С этого года девятиклассникам предстоит новое испытание - прохождение собеседования по русскому языку. В советские времена дети сдавали русский язык устно, однако это испытание совершенно другое. Нужно будет продемонстрировать практическое владение устной речью и получить зачет. Для этого достаточно выполнить четыре задания и набрать от 10 до 19 баллов. Проходить собеседование ребята будут в своих школах.

Пропуск к ГИА

При этом не стоит легкомысленно относиться к этому новому испытанию, так как оно служит допуском для сдачи экзаменов (ГИА) в 9-м классе. По мнению министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, собеседование внедряется для того, чтобы современные ученики уделяли больше внимания развитию языковых навыков в устной речи. 

Действительно, новое поколение россиян гораздо лучше и охотнее общается в виртуальном мире, чем в реальности. Случается, что современный школьник может неплохо излагать мысли на бумаге, но как только сталкивается с необходимостью вести диалог или монолог, то мгновенно теряет большую часть своих умений. Собеседование должно подстегнуть учащихся к оттачиванию литературного языка, избавлению от слов-паразитов.

Процесс общения очень важен в современном мире.

- Сегодня недостаточно владеть какой-либо информацией, генерировать перспективные гениальные идеи. Свои проекты нужно подавать грамотно с речевой точки зрения, - говорит заведующий кафедрой словесности и культурологии Нижегородского института развития образования Мстислав Шутан.

В режиме диалога

По словам Мстислава Исааковича, с осени 2017 года велась разноуровневая подготовка специалистов, которые будут принимать собеседование, проводилась учеба учителей, посвященная тому, как готовить ребят к нововведению. 

Собеседование будет состоять из четырех заданий. Первое - выразительное чтение вслух небольшого текста, состоящего из трех абзацев. Второе - пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации. (Имеется в виду, что в него школьнику нужно будет «вписать» некую заготовленную фразу.

Третье задание - монологическое высказывание, или, проще говоря, рассказ, состоящий из не менее десяти фраз. Причем девятиклассник сможет выбрать жанр самостоятельно - описание, повествование, рассуждение. Например, в задании может потребоваться описать фотографию, рассказать о чем-либо на основе жизненного опыта или порассуждать по какой-то заданной проблеме.

Четвертое - побеседовать с экзаменатором по теме предыдущего задания. Это должна быть ситуация истинного диалога, во время которого учителю позволительно задавать вопросы для того, чтобы общение было полноценным. 

Тексты, которые будут получать школьники для чтения на собеседовании, будут связаны с выдающимися людьми России. Это и первый космонавт Гагарин, и современные герои, например, доктор Лиза, спасавшая детей в горячих точках по всему миру. Темы, на которые предстоит высказываться школьнику, подобраны соизмеримо возрасту испытуемых. Например, могут попросить рассказать о празднике или походе, который запомнился ребенку больше всего.

Время на подготовку дается немного: по две минуты для тренировки чтения текста и для подготовки пересказа. (К слову, готовясь к пересказу, ученик может делать письменные пометки.) Одна минута дается на подготовку монолога. Принимать собеседование будут двое - преподаватель-экзаменатор и эксперт. Последний в ход проверки знаний не вмешивается, а только оценивает ответы школьника. 

На что стоит обратить внимание при подготовке к собеседованию? Как рассказал эксперт, при чтении важна правильная расстановка ударений, будет оцениваться соответствие интонации знакам препинания. Особое внимание нужно обратить на склонение числительных. Они будут встречаться в каждом тексте. Во время пересказа нужно сохранить все микротемы, а введение дополнительной информации должно быть логичным. Стоит вспомнить правила цитирования. 

- Будет оцениваться не только отсутствие грамматических, речевых, фактических ошибок, но и богатство словаря и разнообразие и использование в речи сложных синтаксических конструкций, - обращает внимание Мстислав Шутан.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Кстати

Первое пробное собеседование девятиклассники будут проходить 13 февраля. Для ребят, получивших «незачет» или не завершивших собеседование, отсутствующих по уважительной причине, предусмотрены еще две даты: 13 марта и 6 мая.

Между тем

Выбор гарантирован

В четвертом классе ребята изучают предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он не оценивается, но является обязательным для изучения.

Данный предмет включает шесть модулей, однако школы очень часто предлагают только один, как правило, это «Основы православной культуры». Но в классе могут быть дети из семей других религиозных конфессий или придерживающихся атеистических взглядов. Как быть родителям, если им не предоставили выбор модуля?

Согласно действующим федеральным рекомендациям, школа обязана обеспечить преподавание всех выбранных модулей, даже если какой-то модуль захотели изучать родители только одного учащегося. По словам начальника Управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей регионального министерства образования Оксаны Павловой, накануне 4-го класса школы должны провести тематические родительские собрания, посвященные выбору одного из шести модулей. В Нижегородской области изучаются все шесть модулей. Из них самый востребованный «Основы православной культуры». Из 33,5 тысячи четвероклассников в этом году его изучают почти 71 процент учащихся. На втором месте - «Основы светской этики». Этот модуль выбрали 22 процента. С «Основами мировых религиозных культур» знакомятся 6,8 процента, «Основы исламской культуры» изучают 0,2 процента, «Основы иудейской культуры» - 9 человек, а «Основы буддийской культуры» - 2 человека.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Отказаться от его изучения нельзя.

Согласно рекомендациям, в крупных школах могут формироваться группы по изучению одного модуля ОРКСЭ. В малокомплектных школах, где только один 4-й класс, возможно объединение в группы учащихся близко расположенных школ.