Иногда инструменты сами выбирают себе хозяев

Иногда инструменты сами выбирают себе хозяев

Валентина Лимонова играет на «тигровой» гитаре. Необычный эффект переливающихся темным золотом полос дает редкая древесина секвойи. Разумеется, в магазине такое не купишь: все профессиональные инструменты, за исключением, может быть, роялей, - мастеровые, изготовленные в единственном экземпляре. Правда, в отличие от рок-гитаристов, истово скупающих модные новинки и культовое «старье», исполнители на академической гитаре подолгу хранят верность одному инструменту. «Если уж у нас любовь, то это всерьез! - улыбается Валентина. - С этой гитарой мы вместе шесть лет, а я еще только начинаю раскрывать ее возможности».

На музыкальной волне

С этим инструментом, кстати, получилось интересно. Однажды Валя пришла в мастерскую к замечательному нижегородскому гитарному мастеру Дмитрию Разумову, и он показал ей оригинального вида древесину для изготовления верхней деки - фронтальной детали корпуса, от которой во многом зависит звук инструмента. Дерево было необычным не только на вид: когда мастер легко ударил по нему, доска так и зазвенела, заходила ходуном, и уже тогда было ясно, что инструмент из нее получится замечательный. Примерно через полгода у Валентины зазвонил телефон: «Я сделал гитару. Приходи!»

- Я прихожу, беру ее в руки, беру несколько аккордов, понимаю, что это - мое, и тут же ее забираю, хотя совершенно не собиралась в то время приобретать инструмент, - вспоминает музыкант. 

Учиться игре на гитаре Валя начинала в небольшом городке Ордынское близ Новосибирска, в классе замечательного музыканта Бориса Николаевича Шеломенцева. Музыка давалась ей легко, как, впрочем, и учеба в школе, и спорт, и многое другое. Перед талантливой девушкой открывалось столько путей, что глаза разбегались! Казалось, что выбор будет трудным, но в старших классах сложились вместе гитарное исполнительство, участие в школьном ВИА, репетиции и концерты в составе народного коллектива «Сибирские зори»… и пришло понимание того, что музыка - та профессия, которой хотелось бы заниматься всю жизнь. 

Дальше был Новосибирский областной колледж культуры и искусств (класс Юрия Алексеевича Зырянова), гитарное трио Intrada, работа в музыкальной школе, выступления в казачьем ансамбле «Сибирское сказание», гастроли, записи... Потом, одна за другой, участницы трио уехали в Нижний Новгород, поступили в консерваторию и по окончании музыкального вуза остались тут жить. 

Сейчас Валентина Лимонова играет в Нижегородском русском народном оркестре, преподает в музыкальной школе, а также участвует в различных творческих проектах, среди которых сотрудничество с музыкантами самых разных направлений: от классического репертуара до экспериментальной современной музыки, в том числе и нижегородских композиторов. Универсальный музыкант, она пишет разностильные оригинальные аранжировки. Среди них - прозвучавший на авторском концерте Евгения Доги романс русского офицера «Я гляжу в горизонт» из кинофильма «На муромской дорожке» (его можно послушать: https://vk.com/video26411357_456239100) и «В полумраке этой ночи» - оригинальный вставной номер в хореографическую фантазию «Кармен». Также, помимо гитары, исполнительница совершенствует свое мастерство в игре на гуслях.

К слову о гуслях

У подавляющего большинства меломанов переливы гусельных струн прочно ассоциируются с фразой: «Дела давно минувших дней». Ан, нет! Судя по всему, древний народный инструмент начинает переживать второе рождение и все активнее включается в партитуру современности.

Интерес к этому волшебному инструменту у Валентины возник еще в музыкальной школе, и теперь она играет на нем в Нижегородском русском народном оркестре. А этим летом у исполнительницы появились собственные гусли. Так же, как и с гитарой, эта история - из разряда удивительных совпадений.

- Как-то искала в Интернете информацию по ремонту гуслей, - рассказывает Валя, - и наткнулась на совет, который меня заинтересовал. Нашла в соцсетях автора, мы познакомились, и, слово за слово, оказалось, что этот мастер создал абсолютно уникальный инструмент - клавишные гусли с применением некоторых секретов рояльного дела. Недолго думая, я отправилась знакомиться с маэстро и его детищем в город Оренбург. Александр Борисович Антропов - 

так зовут оренбургского Кулибина - оказался потрясающим мастером, способным сотворить все, что угодно. Что до гуслей… как нетрудно догадаться, едва увидев это чудо и сыграв на нем несколько аккордов, я тут же увезла их в Нижний Новгород… Кое-какие мелочи еще нужно подрегулировать, но инструмент уже готов к работе: мы привыкаем друг к другу, и, я надеюсь, скоро представится возможность познакомить его со зрителями.

К покорению высот

Отвечая на вопрос, не сожалеет ли она о том, что покинула родные места, Валентина решительно отвечает, что нет. Переезд в Нижний Новгород открыл новые горизонты. 

- Очень многому я обязана Нижегородской консерватории и моему преподавателю, ныне профессору Алексею Петропавловскому. Работа в Русском народном оркестре - моя настоящая большая удача. Это бесценный опыт сотрудничества с лучшими музыкантами Нижнего Новгорода, начиная с руководства коллектива (художественный руководитель - народный артист России Виктор Александрович Кузнецов, директор - заслуженный артист России Валентин Дмитриевич Гордеев, дирижер - Борис Гелаевич Схиртладзе) и заканчивая моими коллегами - ярчайшими артистами оркестра. Но все же главный фактор, благодаря которому моя музыкальная карьера складывается благополучно, - моя семья, - говорит Валентина Лимонова. - Несмотря на то что в семье не было музыкантов, меня никогда не пытались отговорить идти получать «нормальную профессию» и поддерживали во всем.

Мария Федотова. Фото из личного архива Валентины Лимоновой.

Кстати

Услышать и увидеть Валентину Лимонову в ближайшее время можно 17 февраля в театре юного зрителя в программе «Вечер с оркестром» Камерного музыкального театра. В первом отделении вечера - концерт с участием ведущих солистов КМТ и Желько Андрича (Сербия); во втором отделении - нашумевшая постановка прошлого сезона, балет «Кармен» с Нижегородским русским народным оркестром. 12+