«Пару» теперь не скроешь, или Шесть вопросов об электронном дневнике

«Пару» теперь не скроешь, или Шесть вопросов об электронном дневнике

Электронный дневник позволяет родителям еще до возвращения чада из школы узнавать об его успехах. Для многих пап и мам ежедневный просмотр электронного дневника уже вошел в привычку. И все же вопросы возникают. Мы попросили ответить на них начальника управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Оксану Павлову.

Школа выбирает

- В этом году нам объявили, что школа полностью перешла на ведение электронного журнала и бумажный дневник уже документом не является. В других школах оценки дублируются в обоих. Почему сложилась такая ситуация? 

- По Закону «Об образовании в РФ» каждая школа ведет индивидуальный учет результатов успеваемости учащихся на бумажных и (или) электронных носителях. Школа обязана знакомить родителей с информацией об успехах ребенка. Это информирование относится к перечню услуг, которые должны предоставляться в электронном виде. Таким образом, сегодня все школы области предоставляют родителям возможность пользоваться электронным дневником.

По закону данные об успеваемости могут храниться в бумажном и электронном виде или только в электронном. Каждая школа принимает свой локальный акт, регламентирующий порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Школа может вести только электронный журнал, но это решение должно приниматься в согласии с родительской общественностью. В этом случае, если ребенок захочет вести бумажный дневник, последний приравнивается к обычной записной книжке для фиксации домашних заданий.

- Кто имеет доступ к электронному журналу (дневнику)? Как можно исправить плохую отметку в электронном дневнике? 

- Вопрос, кто имеет доступ к электронному журналу, должен быть прописан в локальном акте каждой школы. Учитель-предметник имеет доступ только к своему предмету и может выставлять отметки только тем учащимся, которым он преподает. Классный руководитель может видеть (но не исправлять) отметки ребят своего класса по всем предметам, но ему не доступна информация о том, как учатся дети в параллельных классах. 

В идеале функция исправления отметки должна отсутствовать - что ученик заработал на уроке, то и должен получить.

Под понятием «исправить отметку» должно пониматься следующее: ребенок получил отметку, которая по некоторым причинам его не устраивает, и приходит к учителю с просьбой: дайте дополнительное задание, спросите меня по данной теме, можно ли написать реферат.

Учителя, как правило, дают возможность «закрыть» эту оценку ответами на уроке, дополнительной письменной работой и т.п. Но та отметка, которая выставлена раньше, никуда не исчезает, просто рядом с ней появятся другие.

Тем не менее иногда настройки электронного журнала могут позволять учителю вносить изменения - это зависит от программного продукта.

Конечно, учитель должен подходить индивидуально и в каких-то ситуациях не сразу выставлять двойку или тройку, а давать возможность ученику пересдать плохо подготовленный материал.

Процедура прозрачна 

- Как быть, если в электронный журнал (дневник) закралась ошибка. Например, в классе есть ученики с похожими фамилиями и детей случайно перепутали? 

- Процедура исправления отметки в электронном журнале не должна отличаться от ее исправления в бумажном. Это делается на основании служебной или объяснительной записки на имя директора с указанием причин ошибки. В этом случае администратор журнала внесет необходимые изменения и уберет незаслуженно выставленные двойки, тройки, четверки или пятерки.

- Электронная форма делает процедуру выставления отметок прозрачной - родители иногда видят отметки, выставленные вперед. Позволительно ли такое? 

- Выставлять оценки вперед неправильно. Ребенок может решить: «Зачем мне стараться, если за сегодняшний урок отметка уже стоит?» Ситуация с выставлением оценок заранее связана с нехваткой «клеточек». Иногда нужно выставить сразу две оценки, например, за работу на уроке и за домашнюю работу. Между тем техническая возможность выставлять две отметки в один день есть, для этого надо учителю запросить дополнительную ячейку (если школа отработала данный вопрос с разработчиком дневника).

- В электронном дневнике есть такая опция - автоматически высчитывается средний балл по предмету. Однако оценка, выставленная за четверть, не всегда совпадает со средним баллом. Правильно ли это?

- Действительно, средний балл может быть 3,6 или 3,7, что, казалось бы, позволяет методом округления выставить ученику за четверть четверку. Но в этой ситуации нужно понимать, что вес при выставлении отметки за четверть имеют результаты контрольных, лабораторных и самостоятельных работ - именно они отражают освоение практической части учебной программы. Эти нюансы описываются в локальном акте школы.

- Как быть, если есть технические перебои в работе ресурса электронного дневника? Родители семиклассника столкнулись с такой ситуацией. «Мы уезжали в отпуск и планировали забрать сына на несколько дней раньше окончания четверти и хотели узнать, какие у него оценки по математике. Мальчик взрослый и уже может не все договаривать, поэтому хотели удостовериться, что с учебой действительно нет проблем. Попросили учительницу выписать все имеющиеся отметки по предмету и заверить подписью, но педагог отказалась. Права ли она?» - спрашивает родительница Елена Золотова.

- Учитель не имеет права отказать родителям в информировании об успеваемости их ребенка. Право родителей знакомиться с отметками закреплено в Законе «Об образовании». Если были технические перебои в работе сервиса электронного дневника, то мамы и папы в этом не виноваты. Педагог должна была выписать оценки для родителей. В подобных ситуациях я бы посоветовала обращаться к завучу.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате