Электронный дневник позволяет родителям еще до возвращения чада из школы узнавать об его успехах. Для многих пап и мам ежедневный просмотр электронного дневника уже вошел в привычку. И все же вопросы возникают. Мы попросили ответить на них начальника управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Оксану Павлову.
Школа выбирает
- В этом году нам объявили, что школа полностью перешла на ведение электронного журнала и бумажный дневник уже документом не является. В других школах оценки дублируются в обоих. Почему сложилась такая ситуация?
- По Закону «Об образовании в РФ» каждая школа ведет индивидуальный учет результатов успеваемости учащихся на бумажных и (или) электронных носителях. Школа обязана знакомить родителей с информацией об успехах ребенка. Это информирование относится к перечню услуг, которые должны предоставляться в электронном виде. Таким образом, сегодня все школы области предоставляют родителям возможность пользоваться электронным дневником.
По закону данные об успеваемости могут храниться в бумажном и электронном виде или только в электронном. Каждая школа принимает свой локальный акт, регламентирующий порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Школа может вести только электронный журнал, но это решение должно приниматься в согласии с родительской общественностью. В этом случае, если ребенок захочет вести бумажный дневник, последний приравнивается к обычной записной книжке для фиксации домашних заданий.
- Кто имеет доступ к электронному журналу (дневнику)? Как можно исправить плохую отметку в электронном дневнике?
- Вопрос, кто имеет доступ к электронному журналу, должен быть прописан в локальном акте каждой школы. Учитель-предметник имеет доступ только к своему предмету и может выставлять отметки только тем учащимся, которым он преподает. Классный руководитель может видеть (но не исправлять) отметки ребят своего класса по всем предметам, но ему не доступна информация о том, как учатся дети в параллельных классах.
В идеале функция исправления отметки должна отсутствовать - что ученик заработал на уроке, то и должен получить.
Под понятием «исправить отметку» должно пониматься следующее: ребенок получил отметку, которая по некоторым причинам его не устраивает, и приходит к учителю с просьбой: дайте дополнительное задание, спросите меня по данной теме, можно ли написать реферат.
Учителя, как правило, дают возможность «закрыть» эту оценку ответами на уроке, дополнительной письменной работой и т.п. Но та отметка, которая выставлена раньше, никуда не исчезает, просто рядом с ней появятся другие.
Тем не менее иногда настройки электронного журнала могут позволять учителю вносить изменения - это зависит от программного продукта.
Конечно, учитель должен подходить индивидуально и в каких-то ситуациях не сразу выставлять двойку или тройку, а давать возможность ученику пересдать плохо подготовленный материал.
Процедура прозрачна
- Как быть, если в электронный журнал (дневник) закралась ошибка. Например, в классе есть ученики с похожими фамилиями и детей случайно перепутали?
- Процедура исправления отметки в электронном журнале не должна отличаться от ее исправления в бумажном. Это делается на основании служебной или объяснительной записки на имя директора с указанием причин ошибки. В этом случае администратор журнала внесет необходимые изменения и уберет незаслуженно выставленные двойки, тройки, четверки или пятерки.
- Электронная форма делает процедуру выставления отметок прозрачной - родители иногда видят отметки, выставленные вперед. Позволительно ли такое?
- Выставлять оценки вперед неправильно. Ребенок может решить: «Зачем мне стараться, если за сегодняшний урок отметка уже стоит?» Ситуация с выставлением оценок заранее связана с нехваткой «клеточек». Иногда нужно выставить сразу две оценки, например, за работу на уроке и за домашнюю работу. Между тем техническая возможность выставлять две отметки в один день есть, для этого надо учителю запросить дополнительную ячейку (если школа отработала данный вопрос с разработчиком дневника).
- В электронном дневнике есть такая опция - автоматически высчитывается средний балл по предмету. Однако оценка, выставленная за четверть, не всегда совпадает со средним баллом. Правильно ли это?
- Действительно, средний балл может быть 3,6 или 3,7, что, казалось бы, позволяет методом округления выставить ученику за четверть четверку. Но в этой ситуации нужно понимать, что вес при выставлении отметки за четверть имеют результаты контрольных, лабораторных и самостоятельных работ - именно они отражают освоение практической части учебной программы. Эти нюансы описываются в локальном акте школы.
- Как быть, если есть технические перебои в работе ресурса электронного дневника? Родители семиклассника столкнулись с такой ситуацией. «Мы уезжали в отпуск и планировали забрать сына на несколько дней раньше окончания четверти и хотели узнать, какие у него оценки по математике. Мальчик взрослый и уже может не все договаривать, поэтому хотели удостовериться, что с учебой действительно нет проблем. Попросили учительницу выписать все имеющиеся отметки по предмету и заверить подписью, но педагог отказалась. Права ли она?» - спрашивает родительница Елена Золотова.
- Учитель не имеет права отказать родителям в информировании об успеваемости их ребенка. Право родителей знакомиться с отметками закреплено в Законе «Об образовании». Если были технические перебои в работе сервиса электронного дневника, то мамы и папы в этом не виноваты. Педагог должна была выписать оценки для родителей. В подобных ситуациях я бы посоветовала обращаться к завучу.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.