Как принимаются законы

Как принимаются законы

Мы продолжаем цикл интервью, посвященных юбилею Законодательного собрания Нижнего Новгорода. Наш собеседник - председатель Законодательного собрания четвертого созыва Виктор Лунин.
- Виктор Николаевич, вы работаете в Законодательном собрании более 20 лет. Были и «рядовым» депутатом, и председателем комитета, а в четвертом созыве (с 2007 по 2011 год) - председателем. Как в парламенте происходило обсуждение и принятие законопроектов? Какие знаковые документы приняты во время, когда вы руководили работой Собрания?
- Важные для людей законы рождаются порой в муках, спорах и многочисленных согласованиях, взвешенных и даже противоречивых решениях… Некоторые думают: появилась какая-то идея у общественной организации или депутата, даже губернатора или инициативной группы людей - щелкнул пальцами, и все переменилось. Так не бывает. Надо подать заявку, написать текст законопроекта, пояснительные записки, обсудить в комитетах,  на парламентских часах, обсудить во многих инстанциях…
Вот два примера о том, как рождались законы, которые затрагивают даже не десятки, а сотни тысяч человек. Закон области о ветеранах труда принят в ноябре 2007 года. Предыстория такова: в 1997-м приняли федеральный закон о ветеранах. Там есть условие: чтобы стать ветераном труда, нужно иметь награды федерального уровня. И сразу появились обиженные. Люди, достигшие пенсионного возраста, проработавшие по 40 - 50 лет в своих коллективах, приходили к нам и спрашивали: «Чем, Виктор Николаевич, мы провинились перед страной? Работали не за медали, грамоты, не за дипломы, а на благо нашей Родины. Старались, отдавали все силы, и в коллективах нас ценили и отмечали. А теперь мы, оказывается, «не вышли ростом».
 Долго не находилось согласованного решения между депутатами и правительством, так как этот закон требовал минимум миллиарда рублей для того, чтобы статус ветерана мы могли дать всем достойным. В некоторых регионах уже стали принимать свои законы о региональных ветеранах. У нас активную позицию в переговорах, обсуждении занимала партия пенсионеров, и в конце концов справедливое решение было принято. По реестру на сегодняшний день в Нижегородской области 325 631 человек имеет статус регионального ветерана труда. Есть соответствующие региональные льготы. Сейчас 214 070 человек имеют льготы, это те, у кого средний доход не больше 21 тысячи 600 рублей. 3 миллиарда 664 тысячи рублей на год надо иметь в бюджете, чтобы компенсировать ресурсо-
снабжающим организациям эти выплаты.
- В те же времена была принята программа по реализации в Нижегородской области программы поддержки местных инициатив, которая до сих пор очень востребована в сельской местности. Это, надо понимать,  наше «ноу-хау»? Как родилась идея подтолкнуть жителей районов к проявлению собственных инициатив?
- В 2007 году на одном из приемов в Вачском районе пришли ко мне жители села Польцо. Помню, что возглавляла делегацию депутат сельсовета Татьяна Шляпина. Все водопроводные сети в деревнях построены колхозами в семидесятые годы, говорили они. Что ни зима - прорывает трубу, воды нет. Собственность стала муниципальной, а денег у муниципалитета нет. Жители решили в складчину отремонтировать трубы, собрали деньги с дачников, пенсионеров, предпринимателей, малого бизнеса. Давали кто сколько смог. Депутаты выделили сумму из своего фонда, и сельсовет начал этот ремонт. Потом таким же способом защебенили дорогу, построили детскую площадку. Так стали действовать и другие. Если сами селяне начинали действовать, то дело двигалось быстрее, а кто дожидался «очереди» на финансирование только из бюджета, ждут дольше… Логика понятна, она заключается в короткой фразе: «под лежачий камень вода не течет». Те приоритеты, которые определило и поддержало само население, должны получить помощь из бюджета в первую очередь. После того как этот опыт был опробован, депутаты начали готовить проект о поддержке территорий. Губернатор (тогда регион возглавлял Валерий Шанцев) со своей командой в 2013 году разработал Положение, а когда проект стал популярным, на него пошло все больше средств. Начиная с 2013 года по 2018-й из бюджета выделено на программу 1 миллиард 52 миллиона рублей. Люди вкладывали от сметной стоимости работ не менее 5 процентов (с 2018 года - не менее 3 процентов). Чем больше затрачивают средств граждане, тем выше вероятность получить поддержку из областной казны. В 2018 году решительно все представленные проекты одобрены. Мы проголосовали за дополнительное выделение еще 54 миллионов рублей к предложенной уже распределенной сумме - 304 миллионам рублей. Обсуждая с депутатами приоритеты, жители делают дороги, ограждение кладбищ, памятники погибшим воинам, оборудуют спортплощадки, ремонтируют водопровод, канализацию, Дома культуры, библиотеки - проявляют инициативу. И жизнь в их населенных пунктах быстро преображается. За пять лет уже реализованы 1773 инициативы.
- И это еще раз свидетельствует, что депутаты пошли «в народ». В вашу бытность парламентарии действительно стали легче на подъем. Например, в районах области начали проходить парламентские дни. Эта практика оправдала себя? Кто был инициатором?
- Это очень правильная идея, я предложил ее депутатам, и они охотно поддержали. По просьбе председателей земских собраний и муниципалитетов мы организовали Ассоциацию руководителей представительных органов власти. Они звали к себе в районы. В зависимости от специфики района определяли, что посмотреть. В Семенове, скажем, есть производство матрешек, существуют проблемы мастеров. Художественными промыслами занимается комитет по развитию предпринимательства, значит, брали в поездку соответствующих депутатов и консультантов аппарата. В отдаленных районах анализировали наличие медицинских и педагогических кадров. Туда ехал социальный комитет со своим аппаратом и еще пара других. Многие вопросы решались на местах, выслушивали людей, брали все на карандаш. Эта практика есть в Законодательном собрании и сейчас. Приходим в школы, на заводы в коллективы, слушаем, что волнует, чем недовольны люди, что у них хорошего. Люди без обиняков говорят, что они думают о нашей работе, все фиксируется в протоколы, и вопросы ставятся в разработку того или иного комитета. Так родился закон о жилье для молодых специалистов художественных промыслов и многие другие.
Была и другая практика - Дни района в Заксобрании. Здесь, прямо в здании Собрания, устраивались выставки, проводились встречи, районы рассказывали о себе. Возникла идея создания Музея Законодательного собрания. Ее подал управделами Александр Захаров - в прошлом тоже депутат. Думаем о специальном помещении, чтобы экспозиция находилась не в коридорах, а в одном каком-то месте, и был хранитель, который обобщит опыт, сбережет историю нижегородского парламента.
Вера Чеботарева. Фото Александра Воложанина.

Подпись под фото: Виктор Лунин.

Цифры и факты
Законодательное собрание четвертого созыва избрано 12 марта 2006 года, первое заседание состоялось 21 марта.
Впервые выборы проводились по смешанной системе. 25 депутатов избраны по партийным спискам, 25 - по одномандатным округам.
Из числа предыдущего созыва избрано 19 депутатов (1/3 общего числа).
В составе парламента - руководители предприятий различных форм собственности, юристы, представители коммерческих структур, банковской и торговой сферы, работники здравоохранения и др.