Целевой набор в вузы наполняется новым содержанием

Целевой набор в вузы наполняется новым содержанием

Возможность получить образование и работу, как говорится, в «одном флаконе» дает целевое обучение. С 1 января этого года вступили в силу новые законодательные нормы, регулирующие эту форму обучения в вузах и техникумах.
Ощутимых изменений пять.
1. Теперь будет использоваться словосочетание «целевое обучение» вместо «целевого приема», то есть акцент делается не на самом поступлении абитуриента в вуз, а на всем периоде обучения.
2. Заказчиками целевого обучения могут выступать не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели.
3. Заказчик обязан будет закрепить в договоре свои обязательства перед студентом. Он должен будет взять на себя следующие обязательства, закрепленные в договоре целевого обучения:
- материальную поддержку обучающегося и обеспечение жильем;
- стимулирование его учебных достижений;
- оплату дополнительного обучения (при необходимости);
- трудоустройство в оговоренный срок.
В противном случае предусмотрены штрафные санкции - если заказчик не обеспечит для своего выпускника трудоустройство, прописанное в договоре, то он будет обязан выплатить ему три среднемесячные зарплаты.
4. Студент также берет на себя вполне конкретные обязательства: хорошо учиться, успешно изучить образовательную программу и проработать не менее трех лет там, где укажет заказчик, в соответствии с полученной квалификацией. В случае несоблюдения своих обязанностей студент (выпускник) обязан будет компенсировать заказчику все его расходы на целевое обучение.
5. Количество бюджетных мест для целевиков будет регулироваться государством в рамках специальных квот. Рассчитываться они будут сообразно потребностям экономики страны в квалифицированных кадрах, а список целевиков, определяется кабинетом министров РФ.

Кстати
Список специальностей и направлений подготовки для целевиков был установлен 11 февраля. Он включает 131 направление бакалавриата, 107 направлений магистратуры, 89 специальностей специалитета, 30 направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, 90 специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, две специальности подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Насколько своевременны данные изменения в обучении?
Свое мнение об этом высказали депутаты регионального парламента.
Надир Хафизов, председатель комитета Законодательного
собрания по социальным вопросам:
- В целом, я считаю, что целевое обучение - это хороший механизм, который первоначально направлен на подготовку высококвалифицированных кадров. Он также позволяет с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей решить имеющиеся кадровые проблемы.
Олег Лавричев, председатель комитета Законодательного
собрания по вопросам экономики,
промышленности, развитию
предпринимательства, торговли и туризма:
- Сегодня самым главным ресурсом является человек. Страны, корпорации, компании борются за профессионалов. Мне как руководителю крупного промышленного предприятия важно, чтобы у меня работал лучший специалист, который не только на практике знает, как происходит процесс, но и подкрепляет эти навыки хорошей теоретической базой. Например, в 2017 году на возглавляемом мною предприятии - Арзамасский приборостроительный завод - трудоустроились 12 выпускников (бакалавров), окончивших целевое обучение, а в 2018-м - 10 бакалавров и 14 магистров. Выпускники работают инженерами-электрониками, конструкторами, технологами. В настоящее время по целевому направлению в НГТУ им. Р.Е.Алексеева обучаются 103 студента.
Галина Клочкова, депутат регионального парламента:
- Нововведения в законодательстве позволят по-настоящему сферам производства и услуг стать заказчиками высшего образования и соответственно ценителями. Есть обязанности студента, есть обязанности заказчика, но и еще обязанности учебного заведения. Если специалист не отвечает критериям, прописанным в квалификационных характеристиках, вуз должен принимать на себя ответственность за подготовку такого кадра.
В школе им. Ломоносова мы используем форму магистратуры для обучения наших специалистов в качестве целевого. Для нас это показатель того, что была проделана работа и пройдена практика.
Говоря о целевом обучении, нельзя забывать и о родителях абитуриентов. Зачастую они не знают, как выбрать профессию своему ребенку, тратят немалые деньги, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ и в последующем пройти на бюджетное место. Если семья понимает, что она не потянет платное обучение, то самое время разобраться, а кого бы из работодателей они хотели видеть в качестве первого наставника своему ребенку. Согласно закону, это могут быть и представители бизнеса. Кстати, это может быть человек, который как-то связан с семьей. И согласитесь, это совсем другая работа, чем просто нагонять баллы по ЕГЭ с неизвестной целью. Закон уже справедливо указывает на то, что речь идет не о приеме, а процессе обучения.
Для нас всех это сигнал как работодателям, так и родителям, чтобы разобраться - поступление на тот или иной факультет не гарантирует престижную работу или высокую оплату труда, а вот сотрудничество с предприятиями вполне может этому способствовать.

Миллион на жилье получат специалисты, решившие переехать работать на село
Медики, готовые переехать в районы области, скоро смогут получать миллион рублей на улучшение жилищных условий. О новых мерах поддержки рассказал на встрече со студентами Приволжского исследовательского медуниверситета губернатор Глеб Никитин.
Эта тема очень волнует будущих медиков. Соответствующий вопрос задал учащийся 4-го курса ПИМУ Дмитрий Даутов. Дело в том, что есть ребята, готовые вернуться на малую родину после учебы, но самая острая проблема - жилье.
Планов по развитию медицины в регионе немало. По нацпроекту «Здоровье» будет закупаться новое оборудование, планируется развивать направление мобильной медицины, проект «Эффективная губерния» предусматривает перестройку работы поликлиник и стационаров. Но важнейший вопрос - кадровый. В районах специалистов не хватает. Вопрос детально прорабатывался в правительстве. Решение о том, что такая программа нужна, было принято еще в ходе обсуждения Стратегии развития Нижегородской области.
- Важно отметить, что новая мера поддержки не предусматривает ограничений по возрасту. Мы понимаем, что только молодыми специалистами не закрыть дефицит кадров, - подчеркнул губернатор.
Это предложение глава региона внес в Законодательное собрание Нижегородской области. Программа предполагает выделение миллиона рублей на улучшение жилищных условий. Это может быть покупка жилья на вторичном рынке, ипотечный взнос, строительство собственного дома. Участие в ней могут принять не только медики. Дефицит кадров существует также в образовании, социальной сфере, культуре и спорте. По словам Глеба Никитина, введение данной меры поддержки лишь часть системной работы. О необходимости комплексного подхода в деле повышения качества жизни на селе и в малых городах говорил в своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин. Вместе с решением кадровых проблем будем улучшать материально-техническое обеспечение медучреждений в рамках национального проекта «Здравоохранение». За счет собственных средств планируем проводить капитальный и текущий ремонт. Создание комфортных условий для работы также очень важно.
- В свою очередь, в Приволжском медуниверситете готовы учить врачей сразу нескольким специальностям. Тогда врач, приезжая в район, имея различные компетенции и такую материальную поддержку, сможет этому населенному пункту быть максимально полезен, - отметил ректор ПИМУ Николай Карякин.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате