Травля ребенка в школе ведет к развитию у него психических расстройств

Травля ребенка в школе ведет к развитию у него психических расстройств

«Альма-матер» переводится с латинского как «вторая мать». Но школа, которую так называют, может быть для ребенка и мачехой, когда его обзывают, насмехаются над ним... Эта нелицеприятная сторона школьного общения детей, как правило, скрыта от взрослых.
Об этом шла речь на недавно состоявшемся семинаре в Институте педиатрии ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России для учителей начального звена «Буллинг и кибербуллинг в школе - как распознать и предотвратить». Ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, к.м.н. Юлия Евгеньевна Катерная разбирала с учителями теоретические основы буллинга и кибербуллинга, конкретные ситуации, связанные с травлей детей в школе и в Интернете.

Факторы риска
Диссертация Юлии Евгеньевны посвящена психическим расстройствам детей, ранее не обращавшихся за психиатрической помощью. В ее основе исследование, которое проводилось с 2014 по 2016 год среди школьников в возрасте от 10 до 18 лет из Нижнего Новгорода и районов области. В анкетировании приняли участие более тысячи школьников.
По результатам исследования 10,2 процента подростков сообщили, что хотя бы раз за время обучения в школе подвергались физическому насилию со стороны других детей. Мальчики страдали от рукоприкладства сверстников чаще, чем девочки (65,5 и 34,5 процента соответственно). Наиболее часто это происходило в возрасте 12 - 14 лет.
Физическое насилие со стороны сверстников в подавляющем числе случаев было однократным (75,8 процента), значительно реже длилось несколько месяцев или лет. В основном многократному преследованию с рукоприкладством подвергались юноши (95,5 процента), в возрасте до 15 лет (89,5 процента).
Травля в школе может происходить и без физического насилия. Эти ситуации буллинга, как правило, не известны педагогам и родителям.
Кто становится жертвой
Почему тот или иной конкретный ребенок становится жертвой буллинга?
- Жертвы - это дети, обладающие низкой стрессоустойчивойстью и неспособные себя защитить. Ребята, имеющие какие-то особенности во внешности или проблемы с учебой, далеко не всегда становятся жертвами школьной травли, а социально успешные дети с хорошей успеваемостью, из благополучной семьи могут подвергаться нападкам со стороны других детей, если они не могут противостоять какой-либо агрессии.
Важную роль играет умение ребенка общаться, способность отстаивать свою точку зрения.
- Имеет значение атмосфера в школьном коллективе, позиция учителей и школьной администрации, а также психическое состояние самого ребенка. Если учащийся находится в тревоге, депрессии, подвергается семейному насилию, то он не может противостоять никакому виду школьной агрессии, - говорит Юлия Катерная.
Профилактика буллинга начинается с доброжелательных отношений в семье.
Многие папы и мамы не воспринимают всерьез школьные конфликты. Взрослые стоят на позиции, что дети сами разберутся и вмешиваться не нужно. Это приводит к тому, что дети избегают сообщать о своих проблемах, боятся осуждения родителей, ведь многих учат тому, что прослыть ябедой стыдно и жаловаться не надо.
Сами не разберутся
Обидчики убеждены в своей безнаказанности. Дети, которых травят, стесняются признаться в том, что они жертвы, либо не считают издевательства насилием.
Если же ребенок доверился и заявил о школьном конфликте, то, во-первых, его нужно внимательно выслушать, понять то, как эту ситуацию он видит изнутри, оценить причины, последствия конфликта. Одно дело, когда дети не поделили ручку, другое - когда подростка регулярно травит группа одноклассников: обзывают, унижают, насмехаются.
Однозначно родителям нужно вмешаться, если ситуация плохо сказывается на состоянии ребенка, конфликт перерастает в систематическую форму.
Второй шаг - это разговор с учителем. Важный совет: не стоит начинать его с обвинений. Родители очень часто ведут себя эмоционально, стараются донести до педагога свое возмущение. Но цель этого разговора - вместе с учителем разобраться, кто осуществляет насилие, каким образом. Поэтому нужно детально рассказать о том, что, по словам ребенка, произошло, когда это случилось, были ли у этой ситуации свидетели. Если это конфликт, то у его участников будет разное видение ситуации.
Дальше к разрешению конфликтной ситуации может быть привлечен социальный педагог, психолог, родители других детей. Обычно работа идет только с «жертвой», а не с «преследователями». Это происходит из-за того, что родители «агрессора» часто отрицают факты агрессивного поведения своего чада и не идут на контакт. Справиться с буллигом можно, но это комплексная работа и с обидчиком, и с жертвой.
Право на защиту
Ребенок должен знать о своем праве защищаться. Но некоторые родители, сами того не осознавая, воспитывают в своих детях беспомощность. Девочку-третьеклассницу целый год терроризировал одноклассник: обзывал, забирал у нее ручки, конфетки, снимал с волос резинки. Мама игнорировала жалобы и учила дочь, что нужно «быть выше этого», не связываться с хулиганом, не ябедничать. С другой стороны, периодически ругала дочку за потерю школьных принадлежностей. При разборе этой ситуации обидчик отметил, что одноклассница ему позволяла отбирать у нее вещи и «было бы грех этим не воспользоваться», а главное, она ни разу не сказала ему, что ей это не нравится.
Зачастую родители обращают внимание на последствия школьной агрессии только тогда, когда ситуация зашла очень далеко.
Многим детям сегодня проще найти друзей в соцсетях. Однако мало кто из них знает о компьютерной безопасности и способен адекватно оценить последствия своих действий в виртуальном мире. Подростки размещают о себе информацию в открытом доступе, выкладывают свои фотографии. Этим пользуются недоброжелатели, которые пишут негативные, агрессивные сообщения. Такие негативные комментарии, как правило, анонимны, а те, кто их пишет, может находиться за много тысяч километров. В этом случае ребенок должен обратиться к родителям. Если есть прямые угрозы жизни, то нужно подключать полицию.
Последствия буллинга очень тяжелые. Это развитие тревожных расстройств, депрессии. У таких детей есть риск развития нарушений пищевого поведения, различных зависимостей. Если ребенок подвергался травле, то он ожидает такого же отношения к себе во взрослой жизни. Это сказывается на его социальной успешности. Родители ошибочно считают, что когда сын или дочь поступит в институт, то там все изменится. Но ситуация и в вузе, и впоследствии на работе может повторяться.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Справка «НН»
Буллинг (от английского «запугивание») - это школьная травля, физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного ребенка или группы детей в отношении своего сверстника-жертвы.
Кибербуллинг - это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений, распространением фото, видео, компрометирующих жертву.

Важно!
Родителям нужно внимательно относиться к своим детям, чтобы уловить тревожные звоночки. О неладах в отношении со сверстниками скажут снижение настроения, нарушение сна, аппетита, повышенная тревожность, депрессия. Следует обязательно обратить внимание на ситуацию, если сын или дочка говорят о том, что они не хотят идти в школу, опасаются своих сверстников.

Между тем
В 2018 году было проведено анкетирование, в котором участвовали полторы сотни человек: 50 нижегородских школьников и 100 студентов ПИМУ в возрасте младше 18 лет.
31,3 процента опрошенных сообщили о том, что подвергались преследованию в Интернете (кибербуллинг). Основными проявлениями были: агрессивные сообщения, размещение конфиденциальной информации в Сети (фото- и видеоматериалов, в которых подросток выглядит смешно или нелепо или подвергается издевательствам), взлом аккаунтов с распространением конфиденциальной информации. Чаще всего кибербуллингу школьники подвергались в возрасте старше 15 лет (81 процент), чаще с данным видом агрессии сталкивались девочки (66 процентов).
20,7 процента рассказали, что за время обучения в школе хотя бы раз подвергались преследованию со стороны сверстников, проявлявшемуся в виде агрессивных высказываний и целенаправленной порчи личных вещей. Буллингу преимущественно подвергались мальчики (61,3 процента), чаще всего в возрасте 10 - 15 лет.

Следите за нашими новостями в удобном формате