В небе на привязи

В небе на привязи

Теплым майским вечером 1987 года в центре столицы великого Советского Союза приземлился крошечный спортивный самолет. Все бы ничего, но легкий моноплан Cessna-172R Skyhawk в разгар празднования Дня пограничника сел всего в нескольких десятках метров от Красной площади. После чего миру явился один из самых знаменитых воздушных хулиганов - немец Матиас Руст. Юноша в оранжевом комбинезоне с улыбками принялся раздавать автографы шокированным москвичам. А минут через десять его арестовали…
"Дырявый" воздух
Просто удивительно, как сын немецкого бизнесмена умудрился долететь от Хельсинки до Москвы, миновав советскую систему противовоздушной обороны! Взбешенный Горбачев снес пару чиновничьих голов, а западные газеты раструбили о позоре русских военных. Обличил ли Руст таким образом реальную обороноспособность Советского Союза, оказался ли на редкость везучим или стал марионеткой в большой интриге - версий много. Но дурной пример заразителен, и многие до сих пор считают воздушное пространство нашей страны "дырявым".
Якобы все просто. Покупаешь частный самолетик, набираешь высоту в 150 метров и летишь себе на малой скорости куда вздумается - никто не заметит, а если и засечет, то ничего не сделает.
- С земли не разберешь, что это за самолет и кто в нем, а на радаре крылатую машину легко со стаей птиц спутать, - раскрывает воздушные тайны летчик-инструктор Сергей Толмачев. - Впрочем, не стоит недооценивать российскую ПВО. Если нужно будет - обнаружат!
Но в этом-то и проблема: до малой авиации в России сегодня никому нет дела…
Высотные хулиганы
Загадочное - рядом! Говорят, ужасающе ревущие НЛО периодически наблюдают над Горьковским водохранилищем. Когда объект появляется, женщины плачут и прячут своих детей, а мужчины хватаются за вилы и топоры…
На самом деле речь идет об одном из местных Чкаловых, которых хлебом не корми - дай полетать. Да и кто против, если Конституция разрешает свободно передвигаться - где и на чем угодно. Таких летчиков в России - пруд пруди. Самолет купят, летать научатся - и вперед! Под мостом пролететь - пожалуйста, сальто-мортале в небе - нет проблем!
- А что плохого в том, что человек рвется в небо? - защищает коллег инструктор богородского аэродрома РОСТО Сергей Толмачев. - Это его право! Машины ведь покупают - чем самолеты хуже? Для большинства наших клиентов полеты - это мечта всей жизни. Другое дело, мы не только учим штурвал держать, но и заоблачную культуру прививаем. В аэроклубе занимаются в основном состоятельные люди, бизнесмены, а не отморозки какие-нибудь. Они чувствуют ответственность за свою и чужие жизни.
Самолет - не только дорогая игрушка, но и отличный транспорт. Зачем трястись два дня в поезде или прожигать часы в аэропорту, когда можно лихо запрыгнуть в личный "Бекас" и взмыть в небеса? Два часа - и ты на море! Или, на худой конец, в деревне, до которой и в сухую погоду по бездорожью не доберешься.
- Как бы не так! - машет руками Сергей. - На сверхлегком самолете дальше аэродрома не улетишь…
Почему?
Угнал самолет
На языке летчиков российское небо называется "закрытым". Это значит, что парить в нем можно строго по заявкам, которые отправляются в специальные диспетчерские центры за день до полета. Кроме того, за два часа необходимо получить окончательное разрешение - и ведь не факт, что его дадут! Отказать без объяснения причин могут, если, например, маршрут проходит через засекреченные военные зоны.
- Практически всегда от ворот поворот дают владельцам сверхлегких одно- и двухместных самолетов, - разводит руками летчик-инструктор Александр Горюнов. - В нашем Воздушном кодексе такая классификация гражданской авиации, что требования к "кукурузнику" предъявляют чуть ли не такие же, как к "Боингу"! Специальных правил для сверхлегких частных самолетов попросту не существует.
Этой осенью Александр Николаевич прославился на всю Россию, став чуть ли не вторым Матиасом Рустом! "Наш Сашка угнал самолет", - шутят его коллеги. Дело было в Курске, куда Горюнов приехал за своим "Бекасом". Летчика не устроило то, как местные "шпунтики" собрали его ласточку, а также сумма, которую мастера потребовали за работу. Поэтому предложение обкатать машину он воспринял радикально: взмыл к облакам и взял курс на Нижний Новгород. А здесь его уже ждал "теплый" прием в правоохранительных органах.
- Конечно, я нарушил правила полета, - сознался авиалюбитель. - Но, увидев, в каком состоянии машина, побоялся, что местные недоучки изуродуют ее еще больше. Поэтому решил перегнать самолет в Богородск, а ждать разрешения целые сутки было немыслимо…
В итоге нахулиганившего инструктора оштрафовали на две с половиной тысячи рублей, зато у курских авиаторов он отсудил сумму покруглее.
"Уходят в подполье"
Так где же парить нижегородским авиалюбителям, предпочитающим сверхлегкие самолеты? Увы, законная возможность летать есть только у тех, кто занимается при аэроклубе РОСТО (ДОСААФ). Пространство над богородским аэродромом - единственный открытый участок неба в Нижегородской области. Здесь базируются до полусотни частных летательных аппаратов, 20 из которых относятся к сверхлегкой авиации. Легально используется только один (!) из самолетов, признается заместитель начальника областного аэроклуба имени П.И. Баранова Юрий Добронравов. То же самое и с квазиаэродромом в Бабино под Дзержинском. Более того, там не зарегистрирована и сама площадка. Понятно, почему летчики неохотно говорят на эту тему, но и молчать тоже не могут: нет-нет и рубанут правду-матку. Они бы и рады зарегистрировать своих железных птиц, но не так это просто, как кажется.
- Само собой, нужна куча документов, - перечисляет Юрий Николаевич. - Но самое главное для авиатора - получить свидетельство о летной годности. Это аналог техталона для автомобиля. И если уж мы взялись за сравнения, то представьте себе, что для заветной карточки на "жигуленка" от вас потребовали бы договор на техобслуживание и аренду гаража. Каково? А вот такая у нас ситуация с регистрацией самолетов.
Ежегодное переоформление документов на аэропланы влетает аж в сто тысяч рублей. Говорят, в основном за счет взяток чиновникам… Ну а те, кто не желает давать на лапу, "уходят в подполье". И таких в Нижегородской области большинство.
Назад, в будущее?
Скорее всего, таких воздушных магистралей, как в фильме "Пятый элемент", мы в ближайшее время не увидим. Но развивать малую авиацию в стране, занимающей одну пятую суши, просто необходимо. Тем более учитывая тот факт, что запад страны с востоком связывает одна магистраль - знаменитый Транссиб!
- Если я скажу, что нужно полностью отменить процедуру регистрации сверхлегких самолетов, меня не поймут, - рассуждает Юрий Добронравов. - Хотя на Западе уже давно не существует жестких ограничений полетов. Там и над городами можно кружить, и запросы не нужно посылать: уведомил диспетчера: "Я направляюсь туда-то", - и лети спокойно! И регистрация там проще некуда. Хорошо это или плохо? Ну а что может натворить маленький частный самолет?
В одном Юрий Николаевич абсолютно прав: у нас чем больше ограничений - тем слаще живут коррупционеры, а отнюдь не простые смертные.
В этом месяце российских летчиков ждет значимое событие - вступят в силу новые Федеральные авиационные правила. Авиаторы надеются, что этот документ откроет, наконец, небо над Россией. То есть начнет действовать уведомительная система полетов, как в США.
А еще в Приволжском федеральном округе "варится" единственный в России проект целевой программы развития малой авиации на 2008 - 2015 годы. Журналистам его представили в июле, но с тех пор об инициативе ничего не слышно. Да и цель этой программы вовсе не законодательная, а скорее промышленная: начать строить в округе отечественные самолеты.
Только об одном забывают чиновники. Допустим, откроется небо, допустим, будет, на чем кружить под облаками… Только откуда взлетать и куда садиться? По всей России практически не осталось нормальных аэродромов.
- В СССР существовала отлично развитая сеть государственных аэроклубов ДОСААФ. Теперь половина из них опустела и закрылась, потому что руководство страны отказалось от этой организации, - сетует Юрий Добронравов. - Еще совсем недавно в каждом районе Нижегородской области был свой аэродром, предназначавшийся для сельхозавиации. Сегодня вместо взлетно-посадочных полос - замки и коттеджи. Осталось лишь два "кукурузника" в Большеболдинском районе…
Анна ПОМЕРАНЦЕВА.

Статистика
В России официально зарегистрировано не более 1000 единиц малой авиации. Еще примерно три тысячи летают "на птичьих правах". Для сравнения, в Соединенных Штатах Америки, по данным на 1996 год, насчитывалось более 93 тысяч личных, более 8 тысяч корпоративных, почти 27 тысяч бизнес-самолетов и около 3 тысяч аэротакси. За год в этой стране малая авиация приносит доход в размере 45 - 65 миллиардов долларов.

Приценитесь
Сколько стоит стать авиатором
Чтобы стать полноправным летчиком, нужно пройти курс летной подготовки, в том числе провести в небе 42 часа и сдать специальный экзамен. Каждый час полета стоит 5 тысяч рублей.
Затем, разумеется, следует приобрести самолет. Цены на них разнятся от 20 до 400 тысяч долларов.
По закону, подняться в небо нельзя без свидетельства о летной годности - аналога техталона на автомобиль. А чтобы его получить, нужно зарегистрировать самолет и привезти в Москву кучу справок. По словам летчиков, обивание чиновничьих порогов ежегодно в общей сложности выливается в сумму порядка 100 тысяч рублей.
Прибавьте к этому расходы на топливо и техническое обслуживание самолета - и шикарный "Мерседес" даже по сравнению с "кукурузником" покажется дешевкой.

Юмор
После приземления Руста некоторое время в народе Красную площадь называли Шереметьево-3. Также по стране ходил анекдот, что у фонтана возле Большого театра поставили пост милиции, чтобы американская подводная лодка не всплыла.


Следите за нашими новостями в удобном формате