В Нижегородской филармонии теперь играют не только Моцарта с Бетховеном

В Нижегородской филармонии теперь играют не только Моцарта с Бетховеном

«Все началось с того, что в нашем симфоническом оркестре появилось много разных необычных идей. Они зарождались именно внутри коллектива, никем специально не навязанные: музыканты сами захотели сделать что-то новое, пока еще не опробованное в своей профессии. Так у нас появились камерный оркестр Camerata Sinfonica, ансамбли скрипачей, виолончелей и ударных инструментов, брасс-квинтет, струнный квартет и, наконец, пришло время биг-бэнда».
Так главный дирижер симфонического оркестра Нижегородской филармонии, народный артист России Александр Скульский рассказывает о зарождении и рождении полноценного джазового состава из недр абсолютно академического коллектива.

- Значит, теперь в Нижнем Новгороде есть и самый настоящий, классический джазовый  оркестр?
- Ну, у нашего биг-бэнда есть отличия от классических американских бэндов, появившихся в двадцатые, тридцатые, сороковые годы прошлого века. Например, те бэнды носили имена своих создателей и руководителей: Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина;  в нашей стране работали оркестры Эдди Рознера, Олега Лундстрема… а наш коллектив называется Big Band Sinfonica, и то, что он назван по имени коллектива, в котором зародился, переполняет меня, руководителя бэнда, искренним удовольствием.
Первые же концерты вызвали неподдельный интерес публики. То, что этот интерес подлинный, мы устанавливаем очень легко: касса тому свидетель! Ну а для участников они интересны тем паче. Я говорю об этом так уверенно потому, что вижу сам, как музыканты горят работой: они постоянно предлагают различные идеи, делают и приносят собственные аранжировки. Они  с удовольствием учатся, развивая новые, неакадемические исполнительские качества: кларнетисты играют на саксофонах, трубачи импровизируют в запредельно высоких регистрах, что характерно именно для стилистики джаз-бэндов, тромбонист встает - чего он в оркестре в жизни никогда не делал - и играет огромное соло с импровизацией и необычными для него приемами игры. В общем, я вижу музыкантов, живущих в составе бэнда интересной - необычной, нешаблонной - творческой жизнью.
- В вашей афише есть и солисты…
- Да, у нас появились партнеры, которые участвуют в концертных программах. Это великолепный саксофонист, вокалист Дмитрий Трифонов, выпускник нашей консерватории. Он перебрался в Москву; в Нижний Новгород приезжает  в статусе приглашенной звезды. Кстати, в составе бэнда играет его педагог, кларнетист Владимир Балдин, который искренне гордится своим учеником-солистом. Еще одно имя - Анна Лукшина, выпускница Нижегородской консерватории, хормейстер по образованию, овладевшая разнообразными певческими стилями и очень  хорошо проявляющая себя в биг-бэнде. Она поет, в частности, с использованием техники предзаписанных сэмплов. Исполняемые ею строго продуманные музыкальные фразы повторяются и накладываются друг на друга, словно в строгом каноне, и музыка растет, расцветает на глазах у слушателей: это невероятно увлекательный прием.
На определенном этапе мы пришли к мысли, что необходимо сделать записи. Так появился диск, презентация которого состоится 23 мая.
- Много ли в Big Band Sinfonica музыкантов с сугубо джазовым образованием - выпускников эстрадного отделения Нижегородского музыкального училища, прошедших опять же  практику училищного студенческого биг-бэнда?
- Немного. Двое... максимум трое человек, которых мы приглашаем со стороны. Все остальные - наши оркестранты.
- Можно ли сказать, что с рождением бэнда в Нижнем Новгороде появилось несколько рабочих мест для музыкантов, которые видят себя в джазе, и это может удержать в городе талантливых исполнителей, обычно уезжавших продолжать карьеру в столицы и за рубеж?
- Конечно, вновь образовавшийся коллектив можно рассматривать и как возможность удержать в городе талантливых музыкантов. Сложившаяся в настоящее время система полного музыкального образования развивается, откликаясь на современные потребности, и филармоническая сцена тоже чутко реагирует на запросы публики, представляя то, чего раньше на ней не бывало.
Мария Федотова. Фото предоставлено пресс-службой Нижегородской филармонии.

Следите за нашими новостями в удобном формате