Сергей Шнуров прощается со сценой

Сергей Шнуров прощается со сценой

Четвертого июня в России стартует самое, пожалуй, масштабное музыкальное событие года – большой тур группировки «Ленинград» по стадионам, выстроенным к прошлогоднему Чемпионату мира по футболу. Согласно официально озвученному замыслу Сергея Шнурова, тур этот будет финальным – завершающим большую и славную историю «Ленинграда».
Концертный тур начинается с восточной окраины страны – с Калининграда. Завершится марафон 12 октября в Санкт-Петербурге, на родине «Ленинграда».
В преддверии события артист провел большую встречу с журналистами в пресс-центре информационного агентства ТАСС, где ответил на самые разные вопросы представителей СМИ и фанатов, присылавших вопросы онлайн.

Уходя - ухожу
- Сергей Владимирович, почему этот тур – последний и прощальный?
- Потому, что за время своего существования группировка «Ленинград» собрала всё, что только можно, получила различные премии. И этим объездом стадионов мы ставим большую жирную точку, потому что дальше стремиться просто некуда. Так как мы русская, русскоязычная группа, то ни о каком мировом господстве речь не идет, а здесь мы уже сделали всё.  Ну что еще можно эдакого сделать? Я еще для себя не придумал. Но как только придумаю...
- Вы распускаете коллектив. Но ведь, наверное, Сергей Шнуров не может не заниматься искусством! Что вы будете делать? Писать стихи?
- Вы напрасно так уверены в том, что Сергей Шнуров не может существовать вне музыки. Еще как может! Я прекрасно помню себя в детском саду: я не играл ни на чем и  не пел никаких песен кроме «В лесу родилась елочка»..
- Но весь перед аудиторией все-таки выступали?
- Попробуй там не выступи – сразу каши лишат (смеется).  Любой человек может не петь. А вот петь заставить сложнее.
- Будет ли в турне исполняться новая программа - или хиты, когда зал встает и от начала до конца поет вместе с вами?
- Мы  не стремимся ставить зрителя в ступор – когда он приходит и слышит сплошь новые, незнакомые песни. Но и не делаем упор на сугубое ретро, то есть не исполняем исключительно старые песни. Мы делаем все в миксе. И, понятное дело, нарываемся на критику, потому что пытаемся угодить всем (улыбается).
- Предстоящий тур – огромная работа для всей команды. Как вы настроили участников, что ощущаете сами? Пафос? Трепет?
- Никакого пафоса, никакого трепета. Тех, у кого было трепетное отношение, я сразу уволил, потому что «с трепетом» подобные проекты не реализуются. Тот, кто начинает трепетать, едет домой. Тут нужно абсолютно рационально, технически подойти к вопросу - что мы и делаем.
- Вы ожидаете рекордной посещаемости концертов во время турне. Есть ли у вас предположение, сколько всего придет слушателей на эти девять концертов по всей России?
- Думаю, тысяч четыреста. Может, полмиллиона. Замеров никто не делал, но мне кажется, что это рекорд.
- Запланированы ли у вас «прощальные» сюрпризы – например, Алла Борисовна на сцену выйдет, чтобы эпохально спеть вместе с вами?
- Мы обеспечим музыкальную составляющую на высоком уровне. Будут всякие пиротехнические чудеса. Касаемо всех этих дуэтов - я часто приезжал на мероприятия из серии «сто пятьдесят лет тому-то» и пел с именинниками. Это было тяжело. Потому что надо собираться, куда-то ехать, делать радостный вид, петь песни – чужие и преимущественно старые… Я никого не хочу обременять просьбой «приедьте  ко мне и спойте». Не надо, ребята. Отдыхайте.
В депутаты - рановато
- Пять лет назад вы пообещали, что распустите группу, как только она станет продуктом не первой свежести. Соответственно, значит ли, что ли группа «Ленинград» потеряла свою  свежесть - ведь вы ее распускаете? И второй вопрос: как долго вы будете делать прощальный тур: в течение нескольких лет, как Алла Борисовна, или как Scorpions – ежегодно… или у вас это первый и последний раз?
- Мне бы хотелось делать это как Алла Борисовна. Но гарантий не даю. Когда мне припоминают чьи-либо бесконечные прощальные туры – я с ощутимой завистью смотрю на эти биографии, думаю: «Как классно у них получилось!» и хочу, чтобы у меня тоже так было. А что по части актуальности группы… массовая культура и шоу-бизнес – дело молодых. Всё, что касается юношеских страстей, небольших стайных субкультур... Мне все-таки сорок шесть и я уже не очень чувствую вот это все. Хотя могу симулировать.
- Чем вы будете зарабатывать на жизнь по завершении музыкальной карьеры? Кстати, есть ли у вас необходимость  зарабатывать на жизнь?
- Наверное, я рассмотрю многие и разные предложения, но срочности, насущности в том, чтобы «зарабатывать», как у обычного русского пенсионера, у меня пока нет. Чем я займусь после выхода на отдых? Ничем. Это занятие прельщает меня уже давно. Двадцать лет я обещаю себе, что ничем больше не буду заниматься, и постоянно срываюсь на какую-то ерунду. А ведь ничегонеделание – это тоже классное занятие.
- О карьере депутата не думали? У вас все-таки большая аудитория, поддержка будет…
- Не знаю. Мне кажется, что вхождение в депутатство – это игра на понижение. Я наблюдаю в Госдуме бывших артистов и бывших депутатов и вижу, что они - бывшие, не актуальные. Эдакие члены Дома творчества ветеранов. Я считаю, что мне туда  пока рановато.
- Уходя с большой сцены, многие музыканты не отказываются от корпоративов как средства заработка. А вы?
- Ни в коем случае этот актив я не списываю. И прайс, безусловно, вырастет.
 - Что будет с ребятами-музыкантами, с вашей верной командой?
- Думаю, что за прошедшие годы под моим чутким руководством они заработали себе если не на золотой парашют, то уж на серебряный-то наверняка, и у них тоже, как и у меня, будет возможность некоторое время ничего не делать в смысле не работать. Если я решу вернуться на сцену…  буду ли собирать коллектив из прежних музыкантов – не знаю. Человеку свойственно стариться и умирать. Так что для начала  надо дожить: может, через двадцать лет уж и меня не будет, а они сами соберутся… А так – все классные ребята. Что касается фраз типа «мы в ответе  за тех, кого приручили» - мне в этом видится какой-то момент отношения к людям, как к животным. Что значит «приручил»?
- Как отнеслись ваши фанаты к заявлению о роспуске группы?
- Они подумали: «Наконец-то!». А если кто-то расстроился – расстраиваться не надо, потому что вперед еще фактически целый год, запланирован выход двух клипов, написано несколько новых песен… Словом, перед уходом мы еще порадуем всех, кто этого захочет.
- Ждать ли возрождения группы «Рубль» или, может, воссоединения «Ленинграда» к вашему юбилею?
- О! Хорошая идея! Как-то я об этом не подумал!
О разводе, старости и «серьезном кино»
- Уважаемый Сергей Владимирович! Я выходила замуж под ваши песни, недавно под них же развелась. Хочется услышать  житейский совет от вас как от человека, который недавно расстался с супругой...
- Развод - это сугубо личный опыт, общих советов, как  мне кажется, нет. Ну, жизнь на этом не заканчивается, и всегда есть продолжение. Даже тогда, когда кажется, что его быть не может.
- А что надо сделать прежде всего после развода? Может, посетить ваш концерт?
- Быть может! Кстати, когда я разводился, у нас у обоих был очень насыщенный график, и я параллельно играл концерты... Вы знаете, да: на концертах «отпускает».
- Кстати, на вашей свадьбе какая музыка звучала?
- Никакая.
- То есть не было приглашенных артистов?
- Нет. Это даже не обсуждается. Чтобы я на свой праздник позвал кого-то, какого-то артиста, и он пел бы на моей свадьбе свои гадкие песенки за мои деньги?
- Как вам во время гастролей удается совершать пробежки? Великолепно выглядеть, несмотря на внушительный алкоголический опыт?
- Пробежки делаются очень просто: проснулся, обул кроссовки и побежал. Это самый доступный вид физкультуры. Занимаюсь я этим для того, чтобы не чувствовать себя на сцене запыхавшимся и уставшим. Больше ни для чего. Весь этот так называемый здоровый образ жизни меня вообще мало волнует, и вообще я всю жизнь транслировал нездоровый образ жизни.
- Недавно вы опубликовали такие строки: «Двадцать лет одно и то же – может, я уже подрос?». Понимать ли это как признание в том, что вы подросли, стали взрослым или даже ощутили приближение старости? Недавно Борис Борисович сказал, например, что давно и стабильно ощущает себя на двадцать три года…
- Я не хотел бы такое ощущать! Я себя чувствую нормально, на все свои сорок шесть, и мне не надо двадцать три. Зачем? Я в двадцать три был просто невероятным балбесом!
- А старости боитесь?
- Ни в коем случае. Я ее жду. Во-первых, пенсию повысили; во-вторых, льготы… Житуха!
- Вы начали сниматься в фильме Алексея Балабанова «Американец», но фильм не был завершен из-за смерти режиссера…
- …потому что пить меньше надо было, и мне, и ему!
- Не хотели бы вы завершить начатый проект, или  вообще снять художественный фильм, серьезный какой-нибудь?
- Ни в коем случае. Я даже перестал ходить в кино, потому что как ни придешь – там обязательно какой-нибудь серьезный русский фильм. Или русская комедия, которая еще хуже, чем серьезный фильм. Давайте перестанем это поддерживать и вложим деньги вместо серьезного русского кино, например - ну, не знаю – в детский сад. «Не надо, не надо, ребята, остановитесь», – так и хочется сказать.  
- И как же быть молодым режиссерам, вступающим в профессию?
- Молодым режиссерам надо забыть напрочь про эту профессию и снимать Дудя. Идти к нему и снимать. Всё. То есть не всё. Каждый год в профессию вступают всё новые молодые режиссеры, плодятся и плодятся! А старым режиссерам куда деваться?! Вот теперь всё.
…и ничего, кроме шоу
- У вас миллионы подписчиков в соцсетях. Как вы строите стратегию продвижения своего личного бренда и бренда группы «Ленинград»?  Контролируете ли вы этот процесс или делегируете полномочия каким-то сотрудникам?
- SMM-щикам  так называемым? Дурацкое слово… Нет. Я занимаюсь этим сам, но нечасто и, например, Инстаграм практически забросил. Поднадоело мне это дело, честно говоря. А вообще, раньше, занимался всем этим по наитию, никакой стратегии не было.
- Можете дать советы по раскрутке начинающим блогерам?
- Я – и советы начинающим блогерам? Да перестаньте! Дети гораздо интереснее мыслят, они рождаются фактически с айфоном  руках и в этой среде живут. Скорее, они мне могут дать совет, чем я - им.
 - Какую музыку вы любите, что слушаете на досуге?
- Так чтобы специально включать – могу послушать Стравинского, Рахманинова. Всё слушаю. Из молодежи – тоже практически всё слушаю, мониторю. Но если вы попросите меня назвать имя – нет. Имена закончились. Сейчас имен нет ни у кого. Есть кликухи, но мне они не говорят ничего, я ж не сидел рядом с ними.
- А кто среди них, безымянных, интересен?
- Все интересны, но каждый – для своих. Это дело молодых и их игры. Всё это для них интересно и вообще напоминает ленинградский рок-клуб 1982 года.
- Последнее время ваша группировка играет большие стадионные туры. Нет ли у вас ностальгии по небольшим концертам в клубах, где видно глаза каждого слушателя?
- Нет. Там очень жарко. Накурено. Как правило, нет туалета. Мало публики – значит, очень маленький заработок у музыкантов. Пьяные телки, пьяные чуваки – они тебя хватают, пот льется со всех... Блин, о чем тут ностальгировать, вы что?
- Как вы относитесь к конкурсу «Евровидение», болеете ли за Сергея Лазарева?
- Я «Евровидение» очень давно не видел. В силу того, что  у меня нет телевизора. Сергея Лазарева я знаю, и как-то, не помню где – на какой-то из премий – наблюдал его выступление. Я желаю ему удачи.
- Если бы вам предложили представлять Россию на «Евровидении», вы согласились бы?
- Мне кажется, это ни к чему. И вообще «Евровидение» снимается в павильоне Первого канала. Это фейк. Туда приглашают каких-то странных людей, которые делают вид, что они иностранцы (не сдержавшись, хохочет). Честное слово! О «Евровидении» я не слышал нигде больше как в России, а я ведь много поездил по миру. Был в самых разных странах – и никто нигде меня не спросил: «Ну, как там «Евровидение»?
- Вы работали наставником на проекте «Голос». Каково ваше мнение о недавнем скандале с дочкой Алсу в финале проекта «Голос. Дети»? Будете ли в дальнейшем сотрудничать с «Голосом»?
- Если позовут – буду. К подобным конфликтам как отношусь… можно подумать, больше других дел нет. Какой ресурс в Интернете ни открою – суды, пересуды, кто за кого сколько проголосовал… Того гляди, кровь друг другу пустят из-за этой медальки. Друзья, успокойтесь! Это - конкурс, шоу, это всё несерьезно.
Абсолютно литературный проектик
- Как вы думаете, в чем секрет успеха группы «Ленинград»?
- Да нет никакого секрета. Просто мы очень долго делаем довольно-таки  уникальный продукт.
- Не расстраивает ли вас, Сергей Владимирович, что поклонники вашего раннего творчества называют ваши нынешние песни фигней?
- Нет, меня это не расстраивает. Потому что в силу физиологических причин моих старых поклонников с каждым днем становится все меньше, так что - чего на будущих покойников обижаться? (весело смеется).
- Как за двадцать лет изменился райдер группы «Ленинград» и какие пункты сейчас в нем основные?
- Райдер менялся очень много раз, и все время в лучшую сторону.  Подробностей не помню. Основной пункт – много водки: такова дань традиции. Правда, с течением времени всё больше напитков остается в гримерке нетронутыми.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, творчество группы «Ленинград» от начала и до наших дней. Какой она была, палитра «эпохи застоя», которую группа «Ленинград» отразила в песнях, и которая, по вашим словам, недавно закончилась?
- Думаю, что у «Ленинграда» как у всякого большого художника можно выделить несколько этапов, творческих периодов. Ранние пластинки времен «Пули» - это такая симуляция блатной песни, городского романса, актуализированная современными реалиями. Перелом произошел в пластинке «Для миллионов», когда я стал играть всеми возможными жанрами, от рэпа до симфонических вкраплений. В моем понимании, «Ленинград» - абсолютно литературный проектик в духе того же Сорокина. Постмодернизм как он есть.
- Сергей Владимирович, много лет вы работали в области едкой социальной сатиры. Но в последнее время у вас стали появляться песни о любви, о сути жизни. Вы устали высмеивать всех и вся?
- У меня не было задачи высмеивать. Мне многое казалось парадоксальным, не смешным. А моих друзей это почему-то смешило. Нет, я не устал. Гримасы времени вижу по-прежнему, причем эти парадоксы приобрели какой-то уж совсем тотальный характер.
- Как вы относитесь к «фанере» и к людям, которые ее используют?
- Очень положительно. Хотя сами никогда под нее не пели и петь не будем. Я очень бы хотел попеть под «фанеру», но не получается – каждый раз одни и те же песни исполняю с отклонениями, в разных вариантах и не попадаю в собственное пение. Кстати, «фанера» возникла по экономическим причинам. В провинциальных городах был большой дефицит профессиональной аппаратуры, и приезжие артисты, может, и рады были бы играть «живьем», но технические средства не позволяли. Приходилось принимать вынужденные меры. Поэтому не надо относиться к фонограммным концертам как к исключительному обману слушателей. И вообще. Я недавно был в Лондоне, на концерте Дрейка: так вот, процентов девяносто звучащего материала там шло исключительно из колонок, на сцене никто ничего не играл. И все были счастливы.
- Регламентировано ли в стадионном туре использование вами ненормативной лексики?
- Мы не будем ее употреблять.
- Обещаете?
- Нет.
- А вообще, скажем, после этой пресс-конференции, где вы не раз позволили себе «выразиться» – будут ли вам начислены какие-то штрафы?
- У меня есть специальный человек, который считает, сколько раз я матерюсь, и говорит мне итоговую цифру. После каждого подсчета я иду в ближайшую церковь и ставлю там соответствующее количество свечей. Эх, красиво сегодня будет в храме…
- Ваша жена поедет с вами в тур?
- Да. Поедет, так что, девушки, и не надейтесь!
Мария ФЕДОТОВА.
Кстати
Концерт в Нижнем Новгороде состоится 20 июня. Начало в 19.00.
18+

Справка «НН»
Певец, поэт, киноактер Сергей Владимирович Шнуров родился 13 апреля 1973 года в Ленинграде.
Учился в Ленинградском инженерно-строительном институте; перешел в Реставрационный лицей и окончил его как реставратор произведений из дерева. Три года учился на филфаке Теологического института.
Перебрав немало профессий, пришел в рок-музыку.
9 января 1997 года появилась группа «Ленинград», играющая гаражный рок, ска, панк-рок и русский шансон с использованием в текстах ненормативной лексики.
Работал телеведущим, много снимался в кино, например, в культовом фильме «Пыль». Автор музыки к фильмам «Бумер» и «Бумер. Фильм второй».
В 2007 году сыграл главную роль в опере «Бенвенуто Челлини» в Мариинском театре в постановке Василия Бархатова.
Член Общественного совета при комитете Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по культуре.
По данным Forbes, в сезоне 2017-2018 годов Сергей Шнуров и группа «Ленинград» заняли второе место в списке самых богатых российских знаменитостей.



Следите за нашими новостями в удобном формате