Лучший учитель Нижегородской области преподает в школе, которую окончил сам

Лучший учитель Нижегородской области преподает в школе, которую окончил сам

На сайте средней школы № 5 Лыскова значится: «Вакансии отсутствуют». По нынешним временам это удивительно, так как во многих образовательных учреждениях педагогов не хватает. 

- Даже на такую проблемную ставку, как учитель иностранного, мы недавно приняли трех молодых преподавателей английского языка. Все они выпускники нашей же школы.  Получается, мы сами же готовим для себя кадры.  Наши вчерашние ученики преподают математику, русский язык, физику, физкультуру, иностранный.  Это говорит о том, что детям комфортно учиться, они любят свою школу, и учительский труд у них не вызывает отторжения, - рассказывает заместитель директора Ирина Ревина.

Молодой преподаватель физики Дмитрий Комиссаров работает в  школе № 5 третий год. В этом году ему дали классное руководство пятым «б». Пятиклашки его обожают и чуть ли не хором говорят о том, что им нравится участвовать во всех мероприятиях вместе Дмитрием Николаевичем. В конкурсе «Учитель года» по результатам регионального этапа Дмитрий во многом неожиданно даже для коллег  стал победителем.

На машине не времени
Яркий фасад школы № 5 на улице Семенычева сразу привлекает внимание к трехэтажному зданию. А вот и кабинет физики лучшего учителя 2019 года. Раньше здесь преподавал первый директор Геннадий Иванович Турлаев, в память о котором установлена табличка на здании школы.
Первое, что бросается в глаза в кабинете, это велосипед с генератором. Крути педали и заряжай телефон, освещай класс...
Ученики Дмитрия Николаевича не лукавят, когда рассказывают, что часто не знают, что их ждет на уроке. Это может быть путешествие на машине времени в 470 год до нашей эры или эксперимент по изготовлению настоящего мороженого из сливок с помощью жидкого азота. Эксперименты помогают усваивать непростые законы физики и видеть непосредственную связь науки с жизнью. Например, педагог просит класс закрыть глаза, а в это время один из учеников чистит апельсин. Ученики распознают запах цитрусового и делают вывод о том, что молекулы находятся в движении...
Желание стать учителем у Дмитрия Комиссарова появилось еще в 9-м классе. Мама Ирина Васильевна отговаривать не стала. Она сама педагог - преподает технологию у девочек в том же Лысковском образовательном учреждении № 5. Однако мама посоветовала сыну прежде «примерить» профессию - поработать вожатым и устроила Дмитрия в детский оздоровительный лагерь «Березки».
- Уже проработав первую смену, я окончательно убедился в том, что хочу работать именно с детьми. Из предметов мне больше всего нравилась физика. И по окончании учебы я поступил в Мининский университет. А уже на четвертом курсе посреди года меня пригласили преподавать физику в школе № 42 Нижнего Новгорода. Однако я никогда не мечтал остаться в областном центре, а планировал вернуться на малую родину - в Лысково. Поэтому, когда мне позвонил директор Геннадий Турлаев и рассказал, что в моей родной школе некому преподавать физику, я с большой радостью принял его предложение.
Бумаги одолевают
- Плюсов в преподавании огромное количество и главный - работа с детьми, которые тебя заряжают энергией, - говорит молодой педагог. - Я не работаю в школе, а живу школой. Последние полгода были особенно напряженными, это было связано с подготовкой к конкурсу. Но я старался разгружаться. Например, зимой шел на каток и ребят из своего класса звал.
Главный минус современной школы - это огромное количество бумаг, отчетов... Любой выход с ребятами за пределы школьной территории, выезд с детьми куда-либо связан с бумажной волокитой. Сложности организации перевозки детей отчасти понятны, это безопасность. Но, например, я проводил урок в котельной, а это близко от школы, все равно поход туда был сопряжен с массой согласований. Приходит идея интересного урока, связанная с походом куда-либо, но мысль о том, сколько для этого надо всего оформить, убивает.
Что касается самого процесса учебы, то я считаю, что мотивировать можно любого учащегося. Здорово, если еще есть поддержка со стороны родителей. У меня был ученик, который плохо учился. Он уже привык к двойкам, и они на него уже никак не действовали. Тогда я решил создать для этого ребенка ситуацию успеха. В самостоятельной работе я разглядел у него здравую идею и сказал, что готов поставить ему пятерку. У парня интерес к предмету появился. 
«Угадайка» закончилась
- В целом мое отношение к ЕГЭ положительное. Когда я сдавал госэкзамен, было много вопросов с вариантами ответов. Это была «угадайка». Теперь тестовую часть убрали. и ЕГЭ - полноценный экзамен, который объективно проверяет знания по физике.
На мне лежит ответственность за подготовку к единому госэкзамену. В нашей школе идет обучение по индивидуальным учебным планам. После 9-го класса ребята выбирают, какие предметы они будут изучать на базовом, а какие на профильном уровне. Среди 29 одиннадцатиклассников этого года углубленно изучают физику 9 человек. У них пять уроков физики в неделю. Этих ребят мотивировать не надо, они сами заинтересованы в получении знаний. К ребятам, которые учат физику на базовом уровне, другие требования. К слову, я учу свою младшую сестру-десятиклассницу. Она изучает предмет на базовом уровне и отлично справляется.
О зарплате 
- Учителя работают с полной самоотдачей, чтобы дети усвоили материал. Это несправедливо, когда коллеги, работающие в столичных школах, за ту же самую работу получают в десятки раз больше. Если бы зарплата учителя была выше, то и в педагогические вузы поступали более сильные ребята, и престиж профессии был выше. Я и министра образования России Ольгу Васильеву, если будет такая возможность, спрошу, почему существуют такие диспропорции в оценке труда преподавателей.
О цифровой школе
Применение новых цифровых технологий в школе открывает перед детьми и педагогами новые возможности. Я часто на своих уроках демонстрирую ребятам интересные видеоролики. Во время мероприятий снимаю селфи и в нашей группе ВКонтакте выкладываю фото-видео-отчеты о внеклассной работе, и это очень нравится моим пятиклассникам.  
Я убежден, что сегодня подготовиться к ЕГЭ можно без помощи репетиторов. Интернет дает для этого безграничные возможности.  Я  рекомендую ученикам к просмотру образовательные видеоблоги лучших российских учителей физики с разбором разного типа задач. Если же возникают вопросы, то я всегда нахожу время на них ответить. Сам Дмитрий Комиссаров также планирует разместить в своем видеоблоге «PRO.ФИЗИКУ полный обучающий курс по предмету. Пока же по сслылке на ютубе https://www.youtube.com/channel/UCSN2uia7tCn2qEmhS29ohkw можно найти видеоурок, с которым Дмитрий Комиссаров победил в конкурсе.
О планах
- Через 10 лет я однозначно вижу себя в школе. Школа будущего - это не традиционный урок, когда учитель с тряпкой и мелом у доски. Это погружение в материал. В школе будущего ребенок должен черпать знания из разных источников, а учитель выполнять роль наставника. Планов на будущее очень много. Это подготовка к всероссийскому финалу конкурса, поход с ночевкой с моим 5 «б», наполнение видеоблога полным курсом видеоуроков по физике...
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.
Компетентно
Надежда Петрова, заместитель директора:
- Наше учреждение имеет статус федеральной инновационной площадки, мы реализуем проект «Школа социально-личностного проектирования». Ребят учат создавать и воплощать в жизнь проекты. Мы просим учеников задуматься над тем, что можно изменить в школе, в родном городе. Это позволяет детям осознать, что они могут реально менять жизнь к лучшему. Так, с подачи учеников в школьном дворе появилась велостоянка. Ребята участвовали в разработке автогородка, который организован совместно с ГИБДД и используется на уроках ОБЖ. Один из самых масштабных проектов придумали восьмиклассники - ребята все вместе выращивали рассаду, и школьный двор был полностью украшен силами детей. Школа сотрудничает с соцзащитой, и для пожилых людей ученики устраивают концерты, проводят мастер-классы. В течение двух лет был реализован патриотический проект. Старшеклассники вместе с учителями истории отыскали сведения о 160 земляках-комсомольцах, участвовавших в Великой Отечественной войне, и теперь их имена увековечены. В этом году проводили ярмарку поделок и вырученные деньги передали в помощь тяжелобольным детям.