Браво, Фигаро!

Браво, Фигаро!

Как и полагается настоящему шедевру, эта опера в день своей премьеры «провалилась».

Двести и еще немного лет назад. Италия, Неаполь. На носу карнавал - сезон заработков для всех, причастных к искусству. Молодой, не очень известный композитор по фамилии Россини сумел получить заказ на написание оперы к карнавалу. Но цензура не утверждает ни один из предлагаемых сюжетов, а драгоценное время уходит.

Начало триумфа

В отчаянии Россини решает взяться за текст «Севильского цирюльника» Бомарше: на него написано уже несколько опер, в том числе очень популярная, от живого классика Джованни Паизиелло. Маэстро спокойно разрешил молодому коллеге воспользоваться либретто, ибо был твердо уверен в двух вещах: в недостижимой гениальности своего сочинения и в провале сочинения Россини, тем более что до карнавала оставалось девятнадцать дней! 

Россини работал круглосуточно, уложился в срок, и вот премьера. И что же? Один из актеров получает травму прямо на сцене, у другого в руках ломается инвентарь, а в самый драматический момент на сцену выходит невесть откуда взявшаяся кошка… Недоброжелатели улюлюкали, Паизиелло снисходительно пожимал плечами. На второе представление «Цирюльника» расстроенный Россини не пошел, но поздно вечером его дом окружила огромная толпа: собравшиеся было посмеяться вновь над каскадом нелепостей чувствительные итальянцы прониклись красотой мелодий и устроили факельное шествие в честь композитора, крича ему браво! Так началась триумфальная история «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини, ну а опера-тезка от Паизиелло сегодня известна лишь знатокам.

Любовь торжествует

По сей день это одна из самых репертуарных опер в мире. Идет она и на нижегородской сцене, бережно поставленная Отаром Дадишкилиани в классическом «костюмном» варианте. 

Исполнители главных ролей создают прекрасный ансамбль - и вокальный, и актерский. Томного, изнеженного Альмавиву (Алексей Доронин), который привык все на свете делать с помощью слуг, идеально уравновешивает Фигаро (Алексей Кошелев), перемещающийся по сцене исключительно на бреющем полете: он здесь, там и везде одновременно, ухитряется подыграть одному, подмигнуть второму и околпачить третьего! Оный третий - Бартоло, жадный дедок, возмечтавший жениться. Его наперсник, он же самый главный злодей - дон Базилио, подрабатывающий советчиком Бартоло; напомним, жадного Бартоло, так что подработка выходит в кредит. Эта парочка будет проучена, над ними станут смеяться и показывать пальцем. Что до очаровательной Розины (Вера Харитонова), она ведет себя в полном соответствии со своей арией: «Сто разных хитростей - и непременно все будет так, как я хочу».

Технически «Севильский цирюльник» представляет собой серьезный вызов труппе: эта опера - своеобразный тест-

драйв для любого театра. Солисты должны владеть выразительной мимикой и характерной игрой, обладать выносливым подвижным голосом. Оркестру же подобает, при всех музыкальных красотах, «знать свое место», то есть уметь перестраиваться с живописных сольных фрагментов на скромный аккомпанемент. С этой задачей мастерски справился дирижер Сергей Вантеев.

Тест-драйв успешно пройден.

Мария Федотова.