Тайники под метромостом

Тайники под метромостом

Долгое время нижегородские краеведы и историки спорят о существовании и расположении средневекового внекремлевского поселения на территории нашего города - так называемого Старого городка. Так оно названо в первоначальной редакции "Нижегородского летописца" в середине XVII столетия.
Погребенный под оползнем
О поселении на окской круче мы узнаем также из "Рогожского летописца" начала XV века, где упоминается некогда случившийся оползень, накрывший собой целую слободу в полторы сотни дворов и причинивший многочисленные человеческие жертвы. Из этого сообщения становится очевидно, что та страшная природная катастрофа частично истребила одну из городских слобод - Нижний посад, находившийся под Благовещенским монастырем.
В 1988 году археологом Ю. Рогачевым на правом берегу реки Оки, в полутора километрах от кремля, были обнаружены остатки древнерусского городища, первоначально отождествленные автором открытия как летописная крепость, заложенная еще до основания города, возможно даже на рубеже XII - XIII веков. В сезоны 2003 - 2004 годов экспедицией истфака ННГУ под руководством Н. Грибова на упомянутом городище были проведены пробные раскопки, предоставившие в распоряжение историков немалый надежно датированный археологический материал. За городищем было официально закреплено наименование Городок.
Среди находок оказались оружие, украшения и бытовые изделия. Настоящей сенсацией для ученых стало обнаружение колесиковой шпоры польско-литовского типа, а также клинка сабли, что свидетельствует в пользу размещения здесь гарнизона вооруженных дружинников.
О функционировании на Городке административных органов свидетельствуют найденные там железные стержни-писала - атрибуты, по крайней мере, грамотных людей. Не исключено, что близ монастырской слободы Благовещенского монастыря располагалась резиденция великокняжеской администрации в Нижнем Новгороде после вхождения наших земель в состав Великого княжества Московского.
По находкам монет, военные укрепления Городка четко датируются второй половиной XV - началом XVI столетия. Поэтому гипотезу о местонахождении так называемого Старого городка XII века, упоминавшегося в летописях, пока стоит отложить.
В том же 1988 году Е. Кузнецов озвучил версию, что на территории нагорной части нашего города до его закладки находилось не одно, а два поселения - русское и мордовское. Русским поселением мог быть Старый городок, располагавшийся на высоком окском берегу выше по течению от позже сооруженного Благовещенского монастыря. Мордовский Абрам-ош (Абрамов городок) находился примерно в четырех километрах от русского селища, на волжской круче. Исследователь считал это поселение нерусским - болгарским либо болгарско-мордовским, так как до XIII века междуречье Оки и Волги политически тяготело к Волжской Булгарии, местным же населением была, естественно, мордва.
Булгарское государство, центр которого располагался на территории нынешнего Татарстана, издавна вело оживленную торговлю с русскими княжествами. Торговый путь по Оке и Волге существовал по крайней мере с IX столетия - здесь проплывали из Руси на Каспий посланцы арабских халифов и сопровождавшие их купцы. В 1006 году булгары заключили с киевским князем Владимиром торговый договор, согласно которому им дозволялось вести торговлю в русских городах на Оке и Волге.
Кому принадлежат клады?
Узнав подробности о Городке, мы поняли, что эта крепость XV века была обнаружена на высоком берегу Оки. Мы же попробуем спуститься ниже, на набережную.
Древняя земля время от времени радует нас своими тайнами. В 2006 году один нижегородец, по собственной инициативе исследуя котлован под опору строящегося метромоста и выброшенного грунта на правом берегу Оки, обнаружил древние артефакты: бронзовую булаву, железный нож с костяной рукояткой, на лезвии которого изображена татарская тамга (родовой знак). Здесь же всего в нескольких метрах от уреза воды были найдены несколько наконечников стрел, черепки древнерусской керамики и многочисленные железные обломки.
Самой же главной находкой стали два спекшихся за столетия друг с другом западно-караханидских дирхема, определенные специалистами как чеканка верховного правителя Мухаммада ибн Али 1011 и 1016 годов. Изыскатель нашел способ передать информацию о находках археологам.
Это было время студенческой сессии и в разгар полевого сезона. Поэтому на обнаружение интересного места наша официальная археология отреагировала, мягко говоря, неадекватно. Никто из профессионалов не отправился проверять информацию. Проверить котлованы для проформы отрядили какого-то аспиранта, который подтвердил утвержденную начальством точку зрения: сделанные находки якобы случайны, то есть керамика действительно древнерусская, а среднеазиатские монеты находились некогда в составе клада либо были утеряны в глубокой древности вместе с кошелем.
Такое на Волге уже случалось, когда двое крестьян, вбивавших в черте города Углича в прибрежный песок деревянный кол для того, чтобы привязать к нему лодку, обнаружили клад с несколькими сотнями аналогичных монет, являвшихся в первые века русской государственности единственным металлическим платежным средством.
Могли использоваться импортные дирхемы и позже. Их ценность учитывалась не по невразумительным для неспециалиста полустертым надписям, а по реальному весу серебра. По мнению заведующего кафедрой историографии ННГУ А. Кузнецова, эти дирхемы XI века могли быть занесены на наши берега проплывавшими здесь иноземными гостями.
Будем искать!
В конце октября 2008 года о находке под метромостом серебряных монет и других предметов стало известно автору этих строк. Я сразу же поспешил осмотреть это место. К моему великому разочарованию, это место уже было закатано под бетон. Тем не менее мне все же удалось поднять с оставшегося грунтового островка рядом с урезом воды несколько фрагментов древнерусской керамики, железное колечко от кольчуги и "бабочковидную" конскую подкову XII - XIII веков. По словам строителей, в эту точку у уреза воды, где были обнаружены эти артефакты, как раз насыпался грунт, выброшенный из котлована под опору строящегося метромоста - той самой, под которой в 2006 году были найдены неизвестные ранее среднеазиатские монеты, нож с тамгой и бронзовая булава.
В непосредственной близости к окскому берегу, в районе бывшего Ромодановского вокзала, насколько мне известно, никогда не проводилось археологических раскопок. Отдельные шурфовки, по словам археологов, пока не дали ожидаемого результата. Скорее всего, земляные слои в этом районе оказались перемешанными в первую очередь из-за постоянных оползней: глубина переотложенных напластований до материка здесь оценивается специалистами в несколько метров. Может быть, где-нибудь в недрах окских берегов археологов будущего еще ожидают занятные находки.
Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате