Пользуясь техническими средствами, аферисты продолжают отъем денег у населения

Пользуясь техническими средствами, аферисты продолжают отъем денег у населения

Очередное заседание Общественного совета при УМВД России по Нижнему Новгороду было посвящено теме мошенничества. Как заметил на нем начальник штаба УМВД, полковник внутренней службы Александр Краснов, этого вида преступлений меньше не становится.
В «группе риска» пополнение
Мишенью для всякого рода аферистов по-прежнему являются пожилые люди. Не в первый раз наша читательница, пенсионерка из Московского района Лидия Капустина жалуется:
- Звонят в дверь, предлагают фильтры для воды, по городскому телефону приглашают в клинику на бесплатные процедуры, по мобильному - обещают выгодный кредит… Какой кредит с моей пенсией?!
Позже в так называемой «группе риска» появилась еще одна уязвимая категория граждан - дети. Первопроходцами тут стали лица цыганской национальности, которые останавливали на улице девочек и, пугая тем, что «мама умрет», требовали тайно вынести из квартиры драгоценности. Сметливые кибермошенники быстренько переняли этот опыт.
Как стало известно из тех же правоохранительных источников, в соцсетях сегодня активно растет число мошеннических атак на детей с применением социальной инженерии. Чаще всего жертвами злоумышленников становятся мальчики старшего подросткового возраста. Сначала в Интернете у ребенка появляется новый «друг», который активно и доверительно с ним общается. Через какое-то время, когда контакт уже налажен, со счета мобильного телефона пользователя соцсети, а потом и с его банковской карты начинают исчезать деньги.
Легкая добыча
О том, что его 15-летний сын оказался жертвой мошенников, в полицию заявил сотрудник одного из нижегородских банков. В кратком пересказе история выглядит следующим образом. Деньги с мобильного счета подростка были переведены на номер другого оператора. После этого включилась услуга автоплатежа и средства начали списываться уже с карты автора поста (карта мальчика привязана к счету отца как дополнительная). Пока разбирались, что произошло, бесследно исчезли две тысячи рублей.
С аналогичной проблемой столкнулась и другая читательница «НН»: у ее 18-летнего сына небольшими траншами по 350 - 400 рублей мошенники похитили почти 10 тысяч рублей. Кстати, в обоих случаях фигурировала карта одного и того же банка. Как пояснили в пресс-службе кредитной организации, подобная ситуация, по всей вероятности, возникла в результате атаки с применением социальной инженерии. Там же корреспонденту «НН» рассказали и о схеме, которая распространяется в соцсетях в последнее время.  Способ незатейливый, хотя и требует некоторого времени. Преступник знакомится с ребенком в социальной сети и втирается к нему в доверие. Например, он действует под видом девочки-сверстницы. В какой-то момент новый «друг» говорит мальчишке, что хочет зарегистрироваться на развлекательном ресурсе, но его собственный телефон сломался. Поэтому просит сообщить номер телефона и SMS-код, который ему придет. После этого мошенник регистрирует номер в сервисе мобильных денежных переводов. На телефон ребенка приходит сообщение с кодом подтверждения, он сообщает его мошеннику, который заходит в Личный кабинет в сервисе переводов и начинает переводить все находящиеся на балансе средства на свой номер.
- Таким образом и выводятся все деньги, - рассказывает сотрудник пресс-службы банка.
Вернуть эти средства практически невозможно, и эксперты советуют вести с детьми разъяснительную работу, причем делать это максимально аккуратно, учитывая специфику подростковой психологии.
Что делать?
- Чуть ли не каждую неделю появляются новые мошеннические схемы, - сетует заместитель начальника отдела уголовного розыска УМВД России по Нижнему Новгороду подполковник полиции Игорь Ксенофонтов. - Это притом, что старые продолжают работать...
Из криминальной хроники:
Нижегородские полицейские задержали ранее судимого жителя Новосибирска, обманным путем похищавшего деньги у пенсионеров. Находясь в своем родном городе, 32-летний мужчина позвонил в Нижний Новгород 94-летнему жителю Автозаводского района и, представившись его внуком, сообщил, что попал в ДТП. Он сказал, что ему грозят большие проблемы, так как он сбил человека. Потом мошенник позвонил еще раз, представился сотрудником ГИБДД и сообщил, что за 200 тысяч рублей, которые якобы нужны пострадавшему для оплаты медпомощи, можно избежать уголовного преследования. Доверчивый старик согласился и передал 400 тысяч рублей (видимо, для пущей верности. - Т.Ч.) мошеннику через таксиста. После того как пенсионер понял, что его обманули, он обратился в полицию...
На этот раз нижегородские полицейские смогли установить причастность новосибирца к мошенничеству. Недавно «внук» был задержан и доставлен в Нижний Новгород. Оказалось, что он может быть причастен к еще четырем аналогичным преступлениям.
Эпилога не будет
Недавно появился очередной вид мошенничества - вас обкрадывают прямо у банкоматов. Алгоритм мошенников прост. Сначала к терминалу подходит преступник и выбирает какую-либо операцию, однако карту он при этом не вставляет. Операция остается незавершенной, но мошенник просто уходит от банкомата. Когда к терминалу подходит следующий в очереди и вставляет свою карту, банкомат сразу запрашивает пин-код. Но проблема в том, что, введя код, человек автоматически подтверждает предыдущую, незавершенную операцию, только через свою карту. Таким образом, сразу после введения пин-кода с его счета списываются деньги.
Такая схема стала доступна из-за того, что тайм-аут в банкоматах Сбербанка составляет 90 секунд. Только после этого времени операция, которая не была завершена, прерывается. Это открывает огромный потенциал для мошенников, особенно у тех банкоматов, где регулярно наблюдаются очереди.
Однако в самом Сбербанке проблемы не видят. В компании заверили, что все системы самообслуживания банка надежно защищены и посоветовали клиентам изучать информацию на экране банкомата, а также обращать внимание на подозрительных лиц.
Чтобы не стать жертвой подобных мошенников, прежде чем вставлять карту в банкомат, необходимо внимательно изучить все, что написано на экране, а лучше нажать кнопку отмены, которая позволит сбросить незавершенную операцию.
Татьяна Чинякова.

Кстати
Если на вашем номере мобильника настроен автоплатеж, баланс автоматически пополняется с банковской карты. Эту услугу россияне используют довольно охотно, поскольку она позволяет избежать отключения телефона: абонент привязывает карту к мобильному счету и устанавливает лимит (скажем, 50 рублей), по достижении которого его следует пополнить, а также сумму, которая должна поступить на баланс. Деньги при этом автоматически списываются с карты.
Кибермошенник, получивший доступ к чужому номеру, повторяет переводы до тех пор, пока на карте не кончатся деньги либо ребенок или его родители не заблокируют автоплатеж. Вернуть украденное в этом случае, скорее всего, не получится. Этих средств нет ни у банка, ни у мобильного оператора: мошенники выводят их в наличные в течение нескольких минут.

Комментарии
Артем Фролов, начальник 5-го отдела УУР ГУ МВД России по Нижегородской области, подполковник полиции:
- Кибермошенники могут вам позвонить с номеров, которые схожи с банковскими. Запомните, сотрудники банка не станут вам звонить! В крайнем случае, они пригласят вас в отделение банка.
Ольга Кравчук, начальник пресс-службы ГУ МВД России по Нижегородской области, полковник внутренней службы:
- Как правило, по телефону с вами разговаривает хороший психолог, его задача - втянуть вас в разговор. Не вступайте в диалог! Прекратите разговор, лучше положить трубку и прийти в себя.