В Марий Эл бережно сохраняют идентичность и обычаи своего народа (фоторепортаж)

В Марий Эл бережно сохраняют идентичность и обычаи своего народа (фоторепортаж)

Марийское село Шоруньжа, которое в 2019 году является культурной столицей финно-угорского мира, в середине июня пестрело яркими национальными костюмами: расшитые традиционными узорами рубашки мужчин, звенящие монетами платья и украшения женщин. Прямо на улице села были расставлены столы с различными национальными яствами. Отовсюду льется музыка, а на сцене приехавшие из разных регионов страны творческие коллективы демонстрируют сценки по традициям марийской свадьбы.
Как сто лет назад
На международный фестиваль-конкурс национальных свадебных обрядов приехали участники не только из различных районов Марий Эл, но и Нижегородской области, республик Башкортостан, Удмуртия, Коми, Чувашия, Пермского края. Всего 29 творческих коллективов, около 500 человек, не считая многочисленных гостей, в том числе из-за рубежа. Выбирали лучший фольклорный коллектив, лучшего гармониста… Каждый показывал, как он знает и сохраняет свои национальные традиции.
- Наш коллектив существует с 1993 года, - рассказывает Алевтина Трушкова, руководитель народного фольклорного ансамбля «Лекше выт» Тоншаевского районного Дома культуры. - В Шоруньжу приехали, чтобы показать, какие песни поем в Нижегородской области, у нас немного другой диалект. Все энтузиасты своего дела: это библиотекарь, клубный работник... На фестивале выступали в старинных костюмах, которым более ста лет. Мы их немного отреставрировали, но вышивка, ткань, форма подачи костюма - тех времен, когда в них ходили наши бабушки.
До сих пор марийцы, проживающие на разных территориях, отличаются друг от друга. Так, этнографы выделяют три группы марийцев - горные, луговые и восточные. Причем, как сообщили нашему корреспонденту, побывавшему в пресс-туре по Марий Эл, горные марийцы могут даже не понимать, о чем говорят луговые марийцы, настолько различаются их языки. Сейчас хождение в Марий Эл имеют два языка - марийский и русский, последний знают все жители республики.
Национальный костюм в каждой местности также свой. По нему можно судить о том,  где проживает тот или иной человек, кто его родственники. Соответственно, в разных районах свой рисунок.
- Мы считаемся северовосточными марийцами, - объясняет заведующий Домом фольклора Сернурского района Республики Марий Эл Эрик Бусыгин. - К нам относятся еще четыре района: у нас свое «лицо», своя культура. В Моркинском районе Марий Эл уже свой узор, он  более крупный и побогаче,  у нас мелкий. Очень сильно отличается одежда горных марийцев.
Не приветствуют хранители традиций и браки между разными марийскими группами. Отличается у них и свадебный обряд, хотя в основе каждого схожий сюжет. Например, в  Моркинском районе, по словам собирателя фольклора Владимира Дмитриева, девушка давала согласие на брак, выпив рюмку самогона.
- Если она не выпьет горячительный напиток или хотя бы не пригубит, то свадьба не состоится, - делится фольклорист.
После того как невеста согласилась, свадебный поезд с женихом и невестой и под охраной крепких молодых людей шел по деревне, приглашая родственников на свадьбу. В подарок оставляли самогон. Сопровождающим алкоголь разрешалось пить только тогда, когда всех приглашаемых обошли.
Причем вопрос о женитьбе сына, как и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи. Без их согласия молодые люди в брак не вступали.
- Конечно, сейчас многое изменилось, - сообщил Владимир Дмитриев. - Молодые люди сами выбирают себе пару.
В гармонии с природой
Всего в Нижегородской области, по данным Центра марийской культуры на 2013 год, проживало около пяти тысяч марийцев. Еще они рассеяны по другим регионам Поволжья. Этот древний народ, как много веков назад, молится и почитает как единого Бога Природу. А место моления у них - священная роща.
- У марийского народа Бог имеет духовную форму, - говорит Василий Смирнов, глава Централизованной религиозной организации марийской традиционной религии Республики Марий Эл. - Бог Солнца, Луны, Грозы и Молнии, сила Ветра, духи Земли и Воды. Мы этот космос ощущаем. В европейской части континента это самая древняя религия.
О ее рождении Василий Смирнов рассказывает притчу: с голубой планеты прилетела уточка, снесла два яйца. Из них вылупились два брата, один добрый, второй злой. Этот дуализм, то есть две стороны одной медали, как подчеркивают марийские жрецы, присутствует во всем: тепло-холод, мужчина и женщина. А в соприкосновении с природой марийцы черпают силы.
- Самый большой посыл для нас - единение с природой, - отмечает председатель Всемарийского совета Эдуард Александров. - Вся наша душа там, оттуда черпаем свои силы и знания. Недавно мы провели Семок - день памяти духов, он же день семьи. Укрепляя семью, мы укрепляем род, укрепляя род - укрепляем народ, укрепляя народ - укрепляем державу.
Кстати, в мировоззрении марийцев нет противопоставления религий. Они считают, что именно язычество дало толчок для развития остальных. Это как в семье несколько детей, которые молятся одному богу. Поэтому они не препятствуют посторонним присутствовать на своих молениях и приглашают к себе и православных, и мусульман, и буддистов.
После весенне-полевых работ, 15 июня, марийские жрецы молились в священной роще, чтобы год был урожайным, количество домашнего скота, пчел и меда прибавилось.
- Все лето до осени природные боги будут охранять наши поля. Мы им даем хлеб, кашу, яйца, чтобы нам хорошо было в будущем, - объясняет Эдуард Александров.
Жертвоприношения, по его словам,  проводятся, но не так, как раньше. Сейчас гусей, кур, коз, овец режут заранее и приготовленное мясо предлагают отведать после молений всем участникам действа. В том числе бросают в костер, как дар Богу.
Светлана Муратова. Фото автора.

Кстати
Чтобы сохранять и развивать национальные традиции финно-угорских народов, а в одну из этих этнических групп входят и марийцы, существует программа и с 2014 года проводится международный конкурс на звание «Культурная столица финно-угорского мира». 14 июня 2019 года это звание получило село Мишкино из Башкортостана. В своем стремлении стать культурной столицей его жители обогнали две эстонские деревни - Виру-Нигула и Кихну. Так что сотрудничество идет на мировом уровне!