Знаменитый поэт-песенник Евгений Муравьев искал вдохновение в старинных кварталах

Знаменитый поэт-песенник Евгений Муравьев искал вдохновение в старинных кварталах

Когда-то мы хорошо знали имена  композиторов и поэтов-песенников. На концертах, в телевизионных  шоу, вроде той же  «Песни года»,  и при трансляции  по радио имена авторов объявлялись в обязательном порядке.  Не захочешь -  запомнишь! Сейчас песни больше ассоциируются с именами  исполнителей. А ведь популярность любому шлягеру, кроме композитора, создает и поэт.
Среди таких поэтов -  Евгений Муравьев, один из самых востребованных  авторов, вошедший в  десятку  известных и популярных современных поэтов-песенников России.  Это он - создатель  стихов для хитов Пугачевой «Речной трамвайчик» и «Широка река» Надежды Кадышевой, «Петербург-Ленинград» для дуэта Гурченко и Моисеева, «Четыре лапы, влажный нос» для  телесериала о Мухтаре. А еще Евгений Муравьев – автор либретто  мюзиклов, которые поставлены в тридцати  городах страны, включая Нижний Новгород и Дзержинск.

Мюзикл – это всерьез
- Евгений Иванович, сейчас вы  успешно работает в новом для себя жанре - создаете  либретто  музыкальных спектаклей, которые идут в нижегородских театрах. Нам стало известно, артисты КМТ имени Степанова и режиссер Сергей Сметанин  приступают к репетициям мюзикла Кима Брейтбурга «Парижские тайны» на ваше либретто.       Чем же заинтриговал вас театр, заставивший обратиться к жанру мюзикла и оперетты?
- Театральные проекты позволили расширить диапазон возможных тем, уйти от «радийного» формата и хронометража песен, выстроить свою историю. Хороший спектакль может стоять в репертуаре  театра годами, и люди на него будут ходить и ходить.  Например, мюзиклы «Казанова» и «Леонардо» в нижегородской «Комедии», которые мы написали с композитором Кимом Брейтбургом, некоторые люди посмотрели  по многу  раз. Для авторов это лестно: значит, получилось так, как мы хотели. А век песни, увы, короток. Считанным единицам удается продержаться в эфире несколько месяцев, и тут же им на смену идут другие. Что уж говорить о песнях, которые останутся в памяти на года...
- Как поэт-песенник вы создали с композитором Кимом Брейтбургом  немало хитов, которые исполняют звезды отечественной эстрады. А в  жанре мюзикла давно сотрудничаете с маэстро?  
- Все началось восемь лет назад с нашего с Кимом Брейтбургом мюзикла «Леонардо», который вот уже семь сезонов на аншлагах идет в Нижегородской «Комедии». Рано или поздно мы все перерастаем самих себя, и хочется нового, хочется развития.  Поэтому путь от написания песен к созданию мюзиклов был для меня естественным. В мюзиклах меньше границ, чем в песенном жанре, больше возможностей высказаться . На данный момент в моем портфеле больше двадцати мюзиклов, как взрослых, так и детских, в том числе недавно созданные «Парижские тайны».
Акцент - на любовь и приключения
-  Кстати, о  «Парижских тайнах». Если обратиться к первоисточнику, одноименному авантюрному роману Эжена Сю, в нем тысяча страниц и десятки персонажей. Создавая либретто, что вы положили в его основу, чем пожертвовали, что сохранили?  
- Мы стремились сохранить любовно-приключенческую линию романа. Развивая и слегка ее изменяя, мы попытались частично высветить и те социальные проблемы, о которых писал Эжен Сю.
- В одном интервью вы подчеркнули, что приступая к работе над либретто, специально побывали в современном Париже. Каким его увидели, какие ассоциации возникли с Парижем эпохи пресловутых «тайн»?
- Париж всегда останется Парижем, какими бы глазами на него ни смотрели. Великий город! И у каждого он свой. В свой первый визит я открывал для себя Париж времен мушкетеров и королей, Париж бульваров и улочек, Лувра, Собора Парижской Богоматери. Потом были и Монмартр, и Пляс Пигаль, и Сакре-Кёр... Вот они уже ближе к эпохе «Парижских тайн». Там не нужно было искать ассоциаций: в Париже многое бережно сохранено, и в этой обстановке совсем легко представить героев.
- На премьере мюзикла в Нижегородском Камерном музыкальном театре зрители старшего поколения наверняка  вспомнят легендарный фильм-экшен «Парижские тайны» с Жаном Маре в главной роли. Вы сохранили динамику и насыщенность действия в своем либретто?
- И динамика, и романтизм, и авантюризм – все это есть и в нашем мюзикле.
- В романе  Эжена Сю нет хэппи-энда. Интересно, какой финал вы создали вместе с Брейтбургом?
- Ну, как вы понимаете, на этот вопрос я отвечать сейчас не стану. Приходите на мюзикл и увидите всё сами! Скажу лишь, что, как  известно, настоящая любовь способна на многое…
Пришел «с улицы» - и пришелся ко двору
-  Евгений Иванович, двадцать лет назад с песни «Ее Высочество», созданной для  Ирины Аллегровой, вы успешно начали  сотрудничать с  композиторами и певцами. Трудно было  стать «своим» в отечественном шоу-бизнесе?    
- Везде добиваться успеха трудно, в любой ипостаси. Кроме труда и способностей всегда хорошо иметь каплю везения в запасе, чтоб оказаться в нужное время в нужном месте с человеком, с которым ты настроен на одну волну. И потом, разовый успех мимолетен, необходимо держать форму, и быть достаточно ироничным человеком по отношению к себе и тому, что делаешь. Иначе легко сорваться. А каждая песня - забег на короткую дистанцию. С каждой новой работой нужно начинать все с нуля и доказывать свою состоятельность опять и опять. Игра в былые заслуги - дорога в никуда. Мне повезло на хороших и талантливых людей, с которыми я работал и продолжаю работать,   дружен с ними  до сих пор. Более того, я благодарен им, что они появились в моей жизни. Это  Ирина Аллегрова, впервые  спевшая  «Ее Высочество» и   записавшая потом еще около пятидесяти моих песен; Игорь Крутой, в соавторстве с которым сочинены хиты «Речной трамвайчик» и «Ты знаешь, мама»;  Ким Брейтбург, создавший  хит «Петербург-Ленинград» и многие  другие  композиторы и исполнители.  Пишу песни исполнителям разных стилей,  пишу о любви, о жизни, о судьбе, отдельно для каждого певца или певицы, стараясь понять, какие они, чем живут, что близко и дорого только им.
- А как вы стали поэтом-песенником?
- Никогда не думал, что буду писать песни. Тем более что начну этим заниматься в 34 года.     Стихами я, как и многие, наверное, грешил только на ученической скамье, писал для школьных КВНов, а дальше наши пути с поэзией разошлись. И вот, однажды, наслушавшись всего, что рекой лилось с магнитофонных кассет и звучало в радиоэфирах, решил, что смогу написать стихи не хуже.  Сочинив на пробу двадцать пять текстов,  решил их показать кому-нибудь из композиторов. В мае 1995 года, находясь проездом   в Москве и узнав заранее окольными  путями адреса офисов Игоря Крутого и Аркадия Укупника,  оставил там свои опусы.   Каково же было мое удивление, когда спустя пять месяцев в моей квартире раздался телефонный звонок. Игорь Крутой пригласил меня подъехать в Москву, чтобы подписать первые договоры на мои песни: из той подборки он отложил для себя больше половины текстов. А потом к ним добавились еще несколько, которые уже выбрал Аркадий Укупник.  Когда я рассказываю эту историю, мне не всегда верят:  явился человек с улицы, оставил композиторам тексты, потом ему позвонили и предложили сотрудничать.  
- Песни на ваши стихи сейчас  в репертуаре многих звезд отечественной эстрады, только мужчин в этом списке мало. Почему?
-Увы, мужчин на эстраде вообще мало. Я имею в виду настоящих, брутальных, мачо. Мальчиковые коллективы не в счет - в большинстве случаев они пишут сами для себя и вполне довольны тем, что получается. Поэтому остаются женщины. Да и мне просто нравится для них писать -  палитра женских эмоций гораздо богаче.
Мария Федотова, Владимир Шлыков.
Справка «НН»
Российский поэт-песенник Евгений Иванович Муравьев родился  в Казани. Отлично учился в школе, окончил училище гражданской авиации и с красным дипломом Казанский авиационный институт. Профессионально занимается поэзией с 1995 года. Его стихи положили на музыку многие известные  композиторы, ставшие   хитами в исполнении Ирины Аллегровой, Аллы Пугачевой, Людмилы Гурченко, Борис Моисеева, Филиппа Киркорова, Софии Ротару, Алены Апиной, Ирины Понаровской, Кати Лель, Дианы Гурцкой. Песни на стихи Евгения Муравьева звучат в ряде отечественных фильмов.
 С 2010 года поэт активно и успешно работает в новом для себя жанре – создает либретто для мюзиклов. Многократный лауреат фестивалей «Песня года», «Новые песни о главном», «Шансон года». 
     


Следите за нашими новостями в удобном формате