Театру обещают развитие, а артистам – много работы

Театру обещают развитие, а артистам – много работы

Сразу три ключевых фигуры – директор и два его заместителя – появились на минувшей неделе в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С.Пушкина. Так как театр оперы и балета, в общем, представляет собой особый вид театра, «три в одном», приглашение трех новых руководителей вполне оправдано.

Министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная представила их СМИ на прошлой неделе. 

Триумвират москвичей

Директором-художественным руководителем театра назначен Александр Топлов. В его послужном списке – международные музыкальные проекты, работа в «Современнике», в театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. С 2013 года он – главный хормейстер Государственного хора им. А.В.Свешникова. 

Заместителем директора по художественному руководству балетной труппой театра стал Морихиро Ивата. Уроженец Иокогамы, сын директора балетной школы, он приехал в Россию «за балетом» и преуспел в этом - в частности, 16 лет исполнял первые партии на сцене Большого театра. С 2012 года работал худруком балетной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета (Улан-Удэ). Награжден Орденом Дружбы, отмечен престижными профессиональными наградами.

Художественное руководство оперной труппой будет осуществлять театральный режиссер Дмитрий Белянушкин, выпускник ГИТИСа (мастерская Александра Тителя и Игоря Ясуловича). Работая рука об руку с ведущими мастерами режиссуры и самостоятельно, он уже осуществил ряд постановок на столичных сценах  (Большом, имени Станиславского, «Геликон-опера») и в ведущих немосковских театрах.

Эти имена – на слуху и на очень хорошем счету в России и не только. Все трое сделали выбор осознанно и взвешенно: например, как утверждается, и будущий директор, и его заместители по части балета и оперы предварительно знакомились с нижегородским театром, приезжая на спектакли и отсматривая записи.

- Наш оперный театр хотя и академический, но жизнь на месте не стоит, и мы хотим большего, - сказала министр. - Новых векторов, использования новых технологий, новых форм, возможно инновационных, экспериментальных. Ждем прорыва – и, возможно, некоторого отступления от классических традиций - при сохранении всего лучшего в театре. Хочется, чтобы одним из базовых ориентиров в культурной политике театра были бы дети и ставился бы соответствующий репертуар. Высока востребованность посещения оперных спектаклей среди туристов – на это тоже необходимо обратить внимание… Надеемся, что с новым руководством коллектив театра сможет решить все задачи, поставленные временем.

Важно всё

- Нижний Новгород обладает огромными культурными богатствами,  с одной стороны. С  другой стороны, он нацелен на прогресс и устремлен в будущее, - отметил Александр Топлов, обрисовывая концепцию своей работы: развиваться с опорой на накопленные активы. 

Имея большой практический и управленческий опыт, он говорит: «Я понимаю и люблю артистов, знаю об их проблемах, желаниях и радостях непонаслышке», - а, рассуждая о театре оперы и балета, демонстрирует глубокое понимание его комплексной природы. «В театре для меня важно всё. И традиции, и современность. Важно, когда оркестр также способен играть симфонические программы, а хор – давать самостоятельные концерты. Важно всё! – это моя основная концепция театра. Сегодня надо уметь удивлять. Но удивлять со вкусом, а вкус базируется на классических постановках». Такие слова из уст директора и одновременно художественного руководителя театра внушают большие надежды поклонникам Мельпомены. 

- Хочу сделать театр ярко узнаваемым, - обозначает задачу Дмитрий Белянушкин. – А театр для меня – это, в первую очередь, «живые» спектакли. При всем моем уважении к традициям, театр – это не музей, он должен волновать. Зритель должен испытывать катарсис, и театр обязан предоставлять ему возможность для этого. 

- Я – за сохранение традиций, - решительно заявил Морихиро Ивата. Горячий поклонник русского классического балета, он посвятил его изучению всю свою жизнь. Переехав в Москву, он работал на одной сцене с легендами, и в Большом по его собственному признанию, воплотились в жизнь очень многие его мечты. Теперь он чувствует себя обязанным передать великие традиции новым поколениям танцовщиков. 

- Академических театров оперы и балета в России совсем немного, - напомнил господин Ивата, - и это звание ко многому обязывает. – Я увидел некоторые записи спектаклей: это очень хороший профессиональный уровень. Но, конечно, я буду работать с артистами и «выжимать» их… и, как понимаю, они к этому готовы.

А еще Морихиро констатировал, что «театр – маленький, и этим не соответствует ни своему статусу, ни масштабам города». Министр культуры Надежда Преподобная пояснила, что вопрос строительства нового здания для театра зашел в тупик: на данный период нет ни подходящей площадки для строительства, ни удовлетворяющего требованиям проекта, не говоря уж о финансовой составляющей. Но министерство держит этот вопрос на контроле как один из остро актуальных.

В качестве первого шага на новом месте столичные варяги намечают «аудит театра» - подробное знакомство с труппой, изучение документов... «Заметных перемен» нам в ближайшее время точно не обещают.., все ближайшие творческие планы театра будут выполнены. Также у нового руководства есть перспективная цель наладить более тесное и конструктивное взаимодействие с нижегородскими консерваторией и театральным училищем - учебными заведениями, воспитывающими будущих певцов и танцовщиков.

Мария Федотова. Фото Юлии Горшковой.

Кстати          

Одна из ключевых задач, которую поставил Президент РФ Владимир Путин в рамках реализации национального проекта «Культура» - увеличить на 15% посещаемость учреждений культуры к 2024 году.