Ирина Лаптиева предпочитает театр без «четвертой стены»

Ирина Лаптиева предпочитает театр без «четвертой стены»

Яркий, самобытный талант режиссера детского театра «Вера» Ирины Лаптиевой вспыхнул, как комета, на нижегородском театральном небосклоне и вот уже пятнадцать лет не гаснет в Доме сказки на Мещере, так что режиссер готовится отметить двойной юбилей - жизненный и творческий. В интервью «НН» Ирина Лаптиева рассказала о своей несбывшейся мечте и о самом главном в жизни.
Не абстракция и не сказка
- Ирина Владимировна, бытует мнение, что режиссером нужно родиться.
- Может быть… А вот что точно необходимо - учиться надо много, причем постоянно. У меня были великолепные педагоги - неординарные, глубокие, легендарные личности: Лерман, Соколоверов, Левите, Наравцевич, Крипец, Шалимов, мастера сценической речи Захаров и Орлович. Бесконечно благодарна нашему строгому, внимательному, отзывчивому директору театрального училища Татьяне Васильевне Цыганковой. По совету художественного руководителя детского театра «Вера», где теперь служу, Веры Александровны Горшковой занималась у Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе в его режиссерской лаборатории, заслужила сертификат и получила в дар книгу, подписанную рукой мастера.
- Вы нередко выстраиваете свои спектакли на основе шедевров художественной литературы. Вам интересно работать над прозой или поступаете так потому, что детский театр испытывает голод в хорошей драматургии?
- Вся эта проза - предложения художественного руководителя театра Веры Александровны Горшковой. У нее великолепное творческое чутье: она точно знает, что нужно театру в данный момент, в чем он испытывает голод. Дает мне материал и говорит: «Твое. Ставь». Так было и с премьерой «Я могу быть полезен Отчизне!» о семье Добролюбовых. Это наш совместный проект с литературно-мемориальным музеем на Лыковой дамбе. Мы постарались показать на сцене не растиражированного школьными учебниками абстрактного революционера-демократа, а живого человека: юного, пылкого и страстного поэта-мыслителя.
- А современная драматургия?
- Как же без нее! В детском театре она помогает решать нравственные и воспитательные задачи, был бы только хороший материал. Вот, к примеру, спектакль по пьесе Юлии Тупикиной «Майя и Кощей», кстати ставший не только нижегородской, но и российской премьерой. Я поставила не традиционную сказку и не семейную драму, а сказку «реальную». Мудрая и философская, она поднимает проблемы подросткового одиночества. Проходя через внешние испытания, герои, современные тинейджеры, залечивают душевные раны: у них существенно корректируется восприятие окружающего мира.
- Ваша недавняя премьера «Сказка о молодильных яблоках» поразила не только зрителей, но и самого автора пьесы Олега Михайлова.
- У нас получился «хулиганский» в хорошем смысле слова спектакль для всей семьи: озорной, с «шутейской» актерской игрой. Это и покорило драматурга. В спектакле много музыки, написанной композитором Владимиром Зыряновым. Декорации и костюмы художника Андрея Михайлова выдержаны в народных традициях, но с использованием современных деталей: например, бейсболка, бриджи и жилет у главного героя Ивана или командирские брюки-галифе у мачехи Матрены. Эти выразительные детали расставляют акценты, подчеркивают характер и тип персонажей. В спектакле вообще нет «четвертой стены»: зрители - активные участники интерактивной игры. В эпилоге со сцены в зал туда и обратно летят самодельные яблочки: азарт игры захватывает как юных, так и взрослых зрителей, вспомнивших детство.
Едва влюбился - спектакль родился
- Говорят, природа на детях отдыхает, но ваш случай - исключительный. Вашу дочь Любу после успешного дебюта в роли Джульетты в спектакле «Комедiи» режиссер Валерий Белякович пригласил в Москву, и теперь она играет в театре на Юго-Западе. Ваш сын Егор в школьные годы сыграл на сцене «Веры» Кристофера Робина в сказке Милна «Винни Пух». Как складывается их творческая судьба сегодня?
- Любашенька необычайно способная и талантливая актриса: ей по плечу как острохарактерные, так и лирические роли: Офелия и Булгаковская Гелла, Тамара в «Демоне» Лермонтова, донна Анна в «Маленьких трагедиях» Пушкина, леди Макбет, булгаковская Зойка… А Егор выбрал другую профессию, не театральную. Впрочем, кроме основной работы, он тоже выходит на сцену: играет на барабанах в нижегородской рок-группе «Скрепы», в конце июля впервые выступит на фестивале «Рок чистой воды».
 - В чем для вас смысл жизни?
- Мои дети. Моя семья. Любовь. Искусство Мельпомены, которому посвятила много лет жизни. У меня есть удачное качество, влюбчивость. Я влюбляюсь в новый материал; размышляю, хватаюсь за ручку и набрасываю эскизы декораций, рисую мизансцены, составляю список будущих исполнителей - одним словом, на эмоциональном подъеме начинаю создавать новый спектакль…
Владимир Шлыков. Фото из архива театра «Вера».

На фото: Ирина Лаптиева любит ставить спектакли игровые, потешные, озорные («Сказка о молодильных яблоках»).

Справка «НН»


Ирина Лаптиева, режиссер, актриса, педагог, окончила Нижегородское театральное училище (курс С.Э.Лермана) и Ярославский государственный театральный институт (курс В.С.Шалимова). Работала актрисой в театре «Комедiя». С 2003 года работает в театре «Вера». Стажируется в лаборатории режиссеров-женщин под руководством Камы Гинкаса в Москве, Ялте и Санкт-Петербурге. Ряд спектаклей Ирины Владимировны удостоен наград международных фестивалей и национальных премий.


Следите за нашими новостями в удобном формате