Фельцман? Френкель? Иванов! Известный композитор-песенник начинал на скорой помощи

Фельцман? Френкель? Иванов! Известный композитор-песенник начинал на скорой помощи

В арсенале известного композитора Олега Иванова, отмечающего полувековой юбилей творческой деятельности, - сотни песен. Многие из них навсегда вошли в золотой фонд отечественной музыки, стали неотделимой частью эпохи. Композитор сотрудничает как со знаменитыми, так и с молодыми исполнителями, много гастролирует. Каждый его день расписан по часам, но он нашел время, чтобы в преддверии авторского концерта в Нижнем выступление состоится 30 октября в Кремлевском концертном зале - ответить на вопросы корреспондентов «НН».
Хочешь быть актуальным? Учись!
- Олег Борисович, вы получили диплом врача, но в итоге отдали предпочтение музыке. Что привело вас к такому решению?
- В семидесятом году, когда я заканчивал пятый курс Алтайского медицинского института, радиостанция «Юность» объявила Всесоюзный конкурс к 25-летию Великой Победы над фашистской Германией. И я написал песню «Товарищ» на стихи выдающегося русского, советского поэта Александра Прокофьева.
Конкурс был закрытый: никто в жюри не мог знать, кто и какую песню написал. Как мне позже рассказала Александра Пахмутова, возглавлявшая жюри, с самого начала было ясно, что победит песня «Товарищ». Гадали лишь, кто автор музыки: Фельцман или Френкель? А когда были вскрыты конверты, все ахнули: музыку написал студент Алтайского мединститута Олег Иванов!
Успех этой песни определил всю мою дальнейшую судьбу: она изменилась круто, хотя и не сразу. Я окончил мединститут, затем по направлению переехал в Новосибирск и три года отработал врачом на скорой помощи. Одновременно начал учиться в Новосибирской консерватории в классе композиции народного артиста России Георгия Николаевича Иванова.
- Неужели вы поступили на композиторский факультет в музыкальный вуз, не имея за плечами никакой музыкальной подготовки?
- Ну не совсем уж без подготовки… В моем активе была музыкальная школа по классу фортепиано, два года заочной учебы на фортепианном отделении Барнаульского музыкального училища, работа концертмейстером в музыкальной школе. Но, конечно, при поступлении в консерваторию определяющую роль сыграл Георгий Николаевич Иванов, тогда заведующий кафедрой композиции в Новосибирской консерватории. В семидесятом году, после того как я победил в песенном конкурсе, он приехал в Барнаул - это было уже осенью, песня «Товарищ» гремела по всей стране - и сказал: «Олег! Если ты хочешь получить определенную гарантию успеха на многие годы вперед, тебе нужно учиться. Песня - жанр быстроменяющийся, и, чтобы уметь ориентироваться в разных стилях и оставаться актуальным, не изменяя себе, необходимо получить высшее музыкальное академическое образование».
- И насколько прилежным студентом вы были? Что таить, иные композиторы в консерватории, делая упор на творчество, порой забывают о прочих дисциплинах.
- Ну так как у меня фактически не было музыкально-теоретической базы, первые два курса в консерватории я пахал не поднимая головы, чтобы сравняться с сокурсниками. Поступая в консерваторию, я не знал элементарных вещей, так что Георгий Иванович приходил со мной на экзамены и беседовал с приемной комиссией, убеждая их, что берет меня под свою ответственность. И я переходил с одного экзамена к другому с примерно следующей характеристикой: «Специальных знаний не имеет, но обладает выдающимися природными способностями. Четыре». Ну а по композиции получил пятерку!
«ТОВАРИЩ» под настроение
- Завершая образование в консерватории, вы написали оперу «Юбилей» по пьесе Чехова, не обошли стороной малые симфонические формы. Сейчас продолжаете создавать академическую музыку или ваше творчество полностью посвящено песне?
- Академическую музыку в консерватории я сочинял в должном объеме, и потому практически не писал песен. На выпускной экзамен вышел с двумя сочинениями - оперой по Чехову и симфониеттой для камерного оркестра и ударных. Затем где-то год я по инерции писал академические опусы и постепенно вернулся в песенный жанр. Но, скажу вам, последние годы вновь обратился к академическим жанрам: написал шесть камерных пьес для фортепиано, две пьесы для оркестра народных инструментов, в неоромантическом стиле. Фортепианные сочинения прозвучали в прошлом году на «Московской осени», и на этот год тоже есть заявки.
- Правда, что ваши песни полюбил ваш земляк, известный актер, режиссер и писатель Василий Макарович Шукшин?
- Я бы не формулировал это так категорично. Доподлинно могу сказать следующее: по свидетельствам близких друзей, Василию Макаровичу очень нравилась песня «Товарищ», и, когда у него было хорошее настроение, он напевал ее.
Мария Федотова, Владимир Шлыков.

На фото: Олег Иванов пошел за песней и ни разу об этом не пожалел.

Справка «НН»
Олег Иванов - советский и российский композитор-песенник. Родился 27 декабря 1947 года в Барнауле. После окончания общеобразовательной школы поступил в Алтайский медицинский институт, где с первого курса участвовал в художественной самодеятельности, сочинял песни. Получив диплом врача, принял решение полностью посвятить себя музыке и поступил в Новосибирскую консерваторию по классу композиции, которую окончил в 1976 году.
Автор музыки к песням «Товарищ», «На чем стоит любовь», «Горлица», «Талая вода», «Завалинка», «Олеся», «Печки-лавочки» и другим, которые вошли в репертуар Льва Лещенко, Аиды Ведищевой, Тамары Гвердцители, Иосифа Кобзона, Надежды Бабкиной, Рената Ибрагимова. Композитор сотрудничает со многими известными музыкальными коллективами, в том числе с ансамблями «Самоцветы», «Песняры», «Сябры», «Верасы». Много гастролирует с авторскими концертами по стране.
Народный артист России, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии Союзного государства, 16-кратный лауреат телевизионного конкурса «Песня года», председатель песенной комиссии Союза московских композиторов, председатель жюри Международного конкурса патриотической песни «Красная гвоздика».

Следите за нашими новостями в удобном формате