На сцену Нижегородского театра оперы и балета вышел «Корсар». Таким его еще мало кто видел.
Сначала был скандальный Байрон, двести с небольшим лет назад написавший «Корсара» - романтическую поэму. Книга ушла, как говорится, влет. Некоторое время спустя композитор Адан написал балет сильно «по мотивам» поэмы: авторы либретто взяли из поэмы лишь главных героев, но совершенно изменили ход сюжета, так что романтическая история превратилась в приключенческий роман. Собственно Байрон к тому времени давно почил и не мог воспротивиться переделкам. Как бы то ни было, новый спектакль, снабженный самой современной по тем временам сценографией и спецэффектами, стал немедленно и ужасно популярен. Потом к «Корсару» дописывали номера другие композиторы, хореографы дополняли постановку все новыми танцами, и балетный блокбастер победно шествовал через годы и расстояния.
Есть на что посмотреть
Но не так давно за «Корсара» взялся Морихиро Ивата - прекрасный хореограф, в недавнем прошлом премьер Большого театра; сейчас он руководит балетной труппой Нижегородской оперы. На новое либретто, возвращающее зрителя к первоисточнику Байрона - об отважных пиратах, прекрасных наложницах, коварных злодеях и роковой любви, - господин Ивата создал оригинальную хореографию. Впрочем, оставив некоторые известные номера от Мариуса Петипа. Кстати, самая первая постановка этого «Корсара» была как раз приурочена к 200-летию Петипа: она состоялась в Бурятском театре оперы и балета в Улан-Удэ в прошлом году.
И вот - нижегородская премьера. Роскошная, изысканная, зрелищная, с колоритными декорациями: восточный дворец, тюремная камера… Действие начинается на морском берегу, в спрятанной среди скал укромной бухте, и море дрожит, переливаясь, словно настоящее. Очень неплох и пожар во дворце, и прочие «чудеса из машины», появлением которых мы обязаны главному художнику Бурятского театра оперы и балета Алексею Амбаеву и художнику по свету Константину Никитину из Большого театра. При достаточно ограниченных технических возможностях нижегородской сцены они сотворили на ней настоящее чудо.
Под знаком ребрендинга
Новый хореографический язык балета-поэмы оказался непростым, местами отчасти трюковым. В мужских партиях много сложных прыжков; в парных выходах - эффектные поддержки. От солистов требуется большая выносливость и масса артистизма: спектакль драматический, трагический даже, и при всех физических затратах нельзя ни на секунду забывать об эмоциональном наполнении партий. Ведь, напомним, сюжет здесь байронический, с романтическими страстями и роковыми поступками. Труппа, репетируя, выкладывалась на двести процентов - и результат налицо. Татьяна Казанова, Артем Зрелов, Андрей Орлов, Юлия Ануфриева, Василий Козлов, Александр Лысов, Михаил Болотов, Дмитрий Пельмегов, Максим Просянников - все они достойны самых искренних, восторженных аплодисментов! Блистала Елизавета Мартынова, исполнившая на премьере партию Гюльнар.
Эстетического наслаждения добавляли костюмы, то выгодно приобнажающие, то интригующе скрывающие тела танцовщиков. Над этим работала художник-модельер Нижегородского театра оперы и балета Алла Шаманина. Кстати, часть нарядов была изготовлена в Москве, в мастерской Елены Нецветаевой-Долгалевой, в прошлом артистки Большого театра.
Дирижером-постановщиком стал новый директор - художественный руководитель Нижегородской оперы Александр Топлов. Он же встал к оркестру и блестяще - энергично, четко, выразительно - провел спектакль.
- В нашем театре сейчас проводится ребрендинг. Те рельсы, на которых стоит Нижегородский государственный академический театр оперы и балета, - это все-таки современный взгляд на классику, поэтому и сам репертуар у нас будет таким же, - прокомментировал он премьеру.
Ближайший показ балета «Корсар» состоится 24 января. 12+
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.