Фабио Мастранджело не случайно прислушивается к аплодисментам

Фабио Мастранджело не случайно прислушивается к аплодисментам

В концертном зале Нижегородской филармонии очередной аншлаг. В рамках авторского проекта «Битва титанов» звучат знаменитейшие арии из опер Доницетти и Россини. За дирижерским пультом, пожалуй, самый известный «итальянец в России» Фабио Мастранджело, и он с особым умыслом просит публику аплодировать погромче.
За день до концерта маэстро объяснил корреспонденту «НН», для чего ему необходимо внимательно выслушивать овации.

Не чемпионат, так битва
- Фабио, когда и как вы придумали «Битву титанов»?
- В 2018 году. Я был очень огорчен, когда Италия не прошла на чемпионат мира по футболу. И решил, что надо срочно что-то придумать, чтобы итальянцы все-таки поучаствовали в каком-нибудь соревновании. И придумал чемпионат мира среди композиторов.
- Так, значит, вы болельщик! А за какую команду болеете?
- Странный вопрос. За сборную Италии, конечно! И за сборную России. Если говорить о клубах - за «Милан».
- Как ведется счет в «Битве», как определяется победитель?
- Побеждает тот, кто набрал большее количество аплодисментов. Перед таким концертом я непременно предупреждаю публику: если вам понравилось произведение, не жалейте ладоней, покажите любыми способами свое восхищение!
Бывает, что нравятся оба композитора одинаково сильно - например, так было в прошлом концерте, когда «играли» Мусоргский и Бородин. Судя по реакции зала, была почти ничья... но все-таки, с очень небольшим перевесом, Бородин оказался лидером.
Фавориты в игноре
- На футбольном поле встречаются сборные разных стран, а в играх вашего чемпионата на одной сцене звучат композиторы одной национальной школы. Например, двое итальянцев - Россини и Доницетти.
- Это я специально иногда ставлю такие пары, чтобы в финале не собрались сплошные итальянцы (смеется). Кстати, о связях между мировым футболом и оперной музыкой. В преддверии финала чемпионата мира по футболу 1990 года, который проходил в Италии тридцать лет назад, впервые в мировой истории Паваротти, Каррерас и Доминго - Tre Tenori - дали большой концерт. Потом они выступали на футбольных чемпионатах в Лос-Анджелесе в 1994-м, у Эйфелевой башни в 1998-м, в Иокогаме в 2002-м…  Таким образом, величайшие певцы создали прецедент, а я лишь продолжил работу в этом направлении.
- Вы апробируете «Битву титанов» на нижегородцах?
- Нет, у вас проходит второй сезон. Первый состоялся в прошлом году в Санкт-Петербурге.  Каждый раз было совершенно ясно, кому аплодируют больше.
- И кто же победил в ­санкт-петербургском сезоне?
- Вы не поверите - Массне/Римский-Корсаков, «сыгравшие» вничью . Вообще тот сезон отличился неожиданными результатами, когда общепризнанные лидеры оказывались на вторых ролях. Например, в паре Доницетти - Россини победил Доницетти, а великому Верди публика предпочла Пуччини!
Опера хороша с бутербродом
- Застала фрагмент вашей репетиции: оказывается, вы прекрасно поете наизусть все арии. Вы всегда так делаете?
- Да, всегда. Я знаю многие тысячи страниц оперной музыки, сам поставил 65 опер… Вот немецкий репертуар относительно невелик - в частности потому, что я не являюсь горячим поклонником Вагнера. Мне кажется, что в его операх переизбыток музыки. На сцену выходит тенор, встает покрепче и долго-долго рассказывает эпические истории, на смену ему приходит сопрано и делает то же самое... Даже некоторые немцы, когда приходят в театр слушать Вагнера, позволяют себе вздремнуть, перекусить специально принесенными бутербродами, чтобы найти силы дослушать до финала!
- Интересно: как произошло ваше первое знакомство с оперой?
- Моя семья очень музыкальная: папа - пианист, мамин папа был скрипачом, мама и бабушка обожали оперу. В годы моего детства в Италии все сколько-нибудь значимые футбольные матчи проходили по воскресеньям, существовала особая традиция: сразу по окончании игры по национальному телеканалу RAI показывали сорокапятиминутную нарезку самых интересных моментов матча.  И все, кто не попал на стадион, смотрели, как проходила встреча «Милан» - «Ювентус»... Так что у нас дома по воскресеньям проходил большой семейный обед со множеством вкусных сытных блюд; затем мы всей семьей смотрели футбол, а сразу после футбола обычно показывали какой-нибудь хороший оперный спектакль. Так что хороший футбол и гениальная опера в моей жизни идут рука об руку с ранних лет!
Следующая «Битва титанов» состоится в ККЗ 15 февраля. В программе - Шарль Гуно и Гектор Берлиоз. Начало в 18.30. 6+

Справка «НН»
Фабио Мастранджело родился 27 ноября 1965 года в итальянском Бари в музыкальной семье. Обучаться музыке начал с пяти лет. Окончил консерватории Бари и Женевы, Королевскую музыкальную академию в Лондоне как концертирующий пианист. Позже обратился к дирижированию; учился  у лучших дирижеров мира - Леонарда Бернстайна, Карла Эстеррайхера, Гус-
тава Майера… Фабио Мастранджело активно гастролирует, руководит фестивалями, театрами и оркестрами, в том числе в России.  Основное место проживания маэстро - Санкт-Петербург. Кавалер ордена Звезды Италии. Заслуженный артист Республики Саха (Якутия).

Мария Владимирова. Фото Александра Воложанина.