Шито белыми нитками. Таким оказалось уголовное дело в отношении полицейского майора

Шито белыми нитками. Таким оказалось уголовное дело в отношении полицейского майора

Когда секретарь уголовного суда торжественно скомандовала: «Встать, суд идет!» - в зале Ленинского районного суда встали все, включая ­гособвинителей и адвоката, и только присяжные заседатели остались сидеть - таков порядок. Процесс предстоял серьезный: на скамье подсудимых бывший сотрудник УКОН ГУ МВД по Нижегородской области майор полиции Вадим Белов. Кроме статьи Уголовного кодекса о превышении должностных полномочий, борцу с наркопреступлениями вменялось... покушение на незаконный сбыт наркотических веществ в особо крупном размере.
Главный свидетель
Весной прошлого года сотрудники отдела по контролю за оборотом наркотиков полиции Канавинского района задерживают наркодилера Максима Соловьева. Личность сотрудникам ОКОН известная, ранее неоднократно был судим за хранение и распространение наркотиков. За полгода до своего очередного ареста Соловьев освободился из мест заключения. Как он потом рассказывал, на работу с такой биографией не брали, а жить надо было на что-то. На глаза попалось объявление: «Хотите быстро заработать?».  Так он стал закладчиком.
Патрулируя район в этот раз, правоохранители увидели подозрительного парня, вывернули у него карманы, а там наркотики. При обыске в его доме нашли 6 граммов амфетамина, расфасованные в несколько пакетиков. Задержанный признался, что в подвале на улице Кировской есть еще тайник с наркотиками. Оперативники отправляются туда и находят несколько свертков со смертоносным зельем, общим весом более 2 килограммов. Стоимость этой партии специалисты оценили в 5 миллионов рублей.
...На одном из допросов бывалый задержанный рассказал, что 1 февраля 2018 года ему на телефон в интернет-мессенджере «Телеграм» пришло сообщение от знакомого сотрудника УКОН ГУ МВД Вадима Белова с указанием тайника с наркотиком, который находится в районе Березовой Поймы. Он поехал, забрал товар, привез к себе домой и расфасовал. В этот момент в дверь квартиры позвонили: «Откройте, полиция!»
Чужой среди своих?
Впрочем, рассказывать о тактике и методике проведения оперативно-разыскных мероприятий я не стану, хотя доподлинно знаю, что работа в этом направлении ведется весьма активно. Увы, после ликвидации Федеральной службы по контролю за наркотиками (ФСКН) картина стала куда печальнее. К сожалению, сокрушаются ветераны, хороших оперативников в сфере наркооборота, взращенных МВД, теперь крайне мало. Одним из них, судя по всему, был майор Белов. Красный диплом, учеба в аспирантуре без отрыва от службы, несколько научных публикаций, авторство первого в России методического пособия по борьбе с интернет-магазинами, занимающимися дистанционной торговлей наркотиками. Именно по его методичке сейчас учат курсантов полицейских вузов. А знаете, какая тема его диссертации? - «Особенности доказывания по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков».
Тем не менее на основании показаний наркомана-рецидивиста Канавинским отделом СК было возбуждено уголовное дело в отношении Вадима Белова. Кстати, документы на присвоение звания майора капитану Белову пришли в июле 2018 года, когда он уже находился в СИЗО: 8 месяцев он провел в камере, затем находился под домашним арестом, затем - под подпиской о невыезде, и только по окончании следствия его уголовное дело было направлено в Ленинский районный суд. Больше года вся семья жила как в аду! Прибавьте к этому бессонные ночи, нервные перегрузки, баснословные суммы, потраченные на адвокатов и на независимые экспертизы, - и все это ради того, чтобы доказать свою невиновность.
- А почему дяди без разрешения взяли папин ноутбук? - спрашивал у мамы Матвей, шестилетний сынишка Беловых, после того, как закончился очередной обыск. Мама ему объясняла, что «папа в далекой командировке». А у его 30-летнего папы в этот год появились первые седые волосы.
- Пока шло следствие, а я еще числился в СИЗО, на работу меня не брали, - рассказывает Вадим. - Но семье нужны были деньги: пришлось выучиться на сварщика, строил террасы в районе...
Знакомясь с делом Вадима Анатольевича, его адвокат Марина Салтанова столкнулась с большим количеством всевозможных процессуальных нарушений.
- В качестве доказательств стороной обвинения были представлены какие-то листочки, которые они называли «светокопиями распечатки интернет-переговоров в мессенджере «Телеграм» между Беловым и Соловьевым», - рассказывала Марина Алексеевна. - Что это такое и откуда взялись эти обыкновенные бумажки, нам непонятно. Никаких предусмотренных законодательством оперативно-разыскных мероприятий в отношении Белова не проводилось. Телефон его бесследно пропал во время задержания из его же закрытого кабинета...
А допрошенный в суде подсудимый Соловьев, который больше всего теперь боялся нового срока, поведал, что свой телефон он «сломал и выбросил»… Он же рассказывал, что его с целью оказания давления избивали сотрудники полиции, заставляя давать нужные показания. Он даже обращался в Комитет против пыток. И это факт подтвержденный.
Кстати, спустя четыре месяца после ареста «главного свидетеля» в деле Белова появляется вторая переписка с Соловьевым. Последний «неожиданно вспоминает», что делал скриншоты своей переписки с ним. Распечатал их и положил в чемодан на тумбочку с телевизором.
Интересная деталь: на фотосъемке первоначального обыска никакого чемодана на тумбочке не было...
Третья распечатка переписки Белова с Соловьевым, «доказывающая их преступный сговор», была датирована тем временем, когда экс-майор уже находился в СИЗО.
Без доказательств
Позже в квартире Соловьева якобы был проведен и третий обыск, в ходе которого нашли еще 100 граммов наркотика, спрятанного за стиральной машиной. Притом что в квартире рецидивиста уже проживали квартиранты.
- Явно для воздействия на присяжных следователь принесла в суд показать наркотики, изъятые у Соловьева, - рассказывает адвокат. - Запросто пришла в суд, достала из сумочки два килограмма наркотиков, передала их прокурору, тот продемонстрировал присяжным, затем отдал следователю, и та ушла...
По закону, только чтобы заглянуть в камеру вещдоков, необходимо собрать массу документов. Вынести их оттуда практически невозможно. Что же демонстрировала следователь?
Теперь, когда все уже позади, Марина Алексеевна рассказывает более спокойно:
- Это поистине нонсенс. Не было ни одного доказательства вины моего подзащитного...
И, наконец, главный вопрос. Почему именно Белов пал жертвой борьбы с коррупцией?
Дело в том, что зона деятельности интернет-магазина и группы закладчиков четко поделена между собой. А в региональный УКОН, где работал Белов, все чаще и чаще стала поступать информация о наркопреступлениях, совершенных именно в Канавинском районе. Один такой интернет-магазин региональщики уже прикрыли. И это очень не понравилось сотрудникам Канавинского наркоотдела. Вдобавок от начальства влетело: не ведаете, что у вас под носом творится!
Несуразностей в громком деле Белова вагон и маленькая тележка. А присяжные заседатели, выслушав доводы обвинителя и защитника, в совещательной комнате вынесли свой вердикт, который огласил в зале заседаний суда старшина:
- Не виновен.
В минувший четверг уже судья Ленинского районного суда оглашала приговор:
- Оправдать Белова Вадима Анатольевича...
Через неделю этот приговор должен вступить в силу.
Татьяна Чинякова.
Послесловие.
Сегодня у Вадима Белова дел невпроворот. Но начать он решил с главного - восстановить свое доброе имя.
- Необходимо исправить запись в трудовой книжке: «Уволен за совершение поступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел», - говорит он. - У меня сын растет, вдруг он потом выберет мою профессию?

Следите за нашими новостями в удобном формате