Знаменитый коллекционер успешно исследует надписи на «юбках»

Знаменитый коллекционер успешно исследует надписи на «юбках»

Столько колокольчиков, как у Леонида Леонидовича Крайнова-Рытова, нет больше ни у кого в Нижегородской области. Часть из них сейчас представлена на выставке в библиотеке имени Т.Г.Шевченко. К сожалению, ввиду принятых карантинных мер доступ в библиотеку и на выставку, в частности, закрыт до неопределенного времени. Если вы лишь слышали звон, а собственно колокольчиков еще не видели, о них вам расскажет сам Леонид Леонидович - человек, в мире науки и искусства известный, в том числе как коллекционер и колоколовед.
Положен, да не каждому
- Откуда они взялись, колокольчики?
- Колокольчики как артефакты были изобретены задолго до колеса и прежде всего использовались в ритуальных, магических целях как обереги против злых духов. У Даля в словаре так и написано: «Против сглаза, порчи свадеб, падежа скотины»...
Вторая ипостась колокольчиков - сигнальная. Звонки возвещали о начале и окончании уроков в школе, о начале спектакля в театре, о прибытии и отбытии поезда… Здесь, на выставке, представлены колокольчики ямщицкие, они же поддужные, - непременный элемент конской упряжи. Почему? Дороги были узкие, грязные. Один ямщик гонит, другой навстречу ему - пьяный, раз - и зацепились друг за друга дугами. С одной стороны колея, с другой - грязь, и никто не отступает… На колокольчиках даже писали: «Еду, еду, не свищу, а наеду - не спущу», - и Пушкин это в «Руслане и Людмиле» цитировал. В XVIII веке колокольчики предписывалось иметь государственной фельдъегерской курьерской, почтовой службе, развозившей указы. В том числе и для того, чтобы оповестить о себе, приближаясь к яму - станции, где лошадей поили, кормили и, главное, меняли. Колокольчик было слышно за несколько километров! Более того, по звону можно было определить, кто едет: у каждого был свой «голос». Вот только если госслужащие были обязаны ездить с колокольчиками, прочим гражданам это, наоборот, воспрещалось,
Что интересно: колокольчик XVIII века сегодня звучит точно так же, как и двести лет назад. Мы не можем попробовать вино и пищу времен Пушкина, послушать музыку в точности такую же, как слышал он, - даже самые знаменитые скрипки с годами меняют свое звучание. И только колокольчик в точности передает нам звук XVIII века.
Медь, да олово, да семейные секреты
- Центром изготовления поддужных колокольчиков, наверное, был Валдай?
- Валдай был. Колокольчики в России отливали в двадцати с лишним центрах, в том числе в Нижегородской губернии - в селе Пурех Балахнинского уезда. Валдай, Касимов, Вятка, Павлово, Тюмень... Литье было примерно одинаковое везде, материалом служила бронза: сплав меди и олова в процентном соотношении примерно 80 и 20. Но имелись нюансы. Например, считается, что звон пурехского колокольчика - самый длительный по звучанию.
Литье вообще было делом особенным. Не без тайн, которые передавались по наследству. Во время литья специально, бывало, распускали всякие слухи, путали и отвлекали внимание, чтобы секретов не выдать. Есть даже такое выражение: «Что ты мне колокола-то льешь?» - в смысле «лапшу на уши вешаешь».
- Говорят, если в колокольный металл добавить серебра, звук становится особенный…
- Это заблуждение. Чисто серебряные колокольчики делают. И золотые делают. Но нет в них ни громкости, ни певучести звона.
- Что из представленного на выставке вы можете отметить особо?
- Вот европейский вызывной колокольчик, handbell: в прежние времена барин звонил и требовал, скажем, кофе в постель. У этого колокольчика сюжет интересный: девушка со стрелой. Затем очень примечателен касимовский колокольчик с эмблемой мастера, сдвоенной буквой О. Крайне редкий экземпляр! Колокольчик, которым я горжусь, - дело рук пурехского мастера Брусникина. Работал он недолго и немного, и получилось так, что мастер  в справочниках существует, а реальных артефактов, считай, нет.
Вообще я колокольчики собирал не для звона, а для изучения. Все они - дети своего времени, каждый по-своему интересен.
Так, сейчас я готовлю к публикации исследование по редким надписям, расположенным на нижнем крае колокольчика - «юбке». Эти надписи - дело особое. Во-первых, тогда, двести лет назад, Россия была неграмотной, мало кто читал вообще. Во-вторых, колокольчик подвешивался к дуге, над лошадью, то есть высоко, а с такого расстояния и грамотный не разберет. Тем более если написано по кругу. Казалось бы, декор, а со смыслом. И тексты самые разные! Много охальных, то есть озорных. А есть и трогательные. Например, колокольный мастер Кислов-старший купил сыну дворовую девку на вырост. Через год они поженились, любовь была великая, и сын, также ставший колокольным мастером, сделал колокольчик с надписью по кругу: «Бедность моя полюбила его в достатке».
В словаре Даля есть фраза: «Кого люблю - того дарю». Это он списал с колокольчика. И афоризмы, бывало, писали. Есть и тексты-загадки, которые еще никто не сумел отгадать.
Мария Федотова.