Морихиро Ивата о главной любви своей жизни и полезных увлечениях

Морихиро Ивата о главной любви своей жизни и полезных увлечениях

Пожалуй, из триумвирата нового руководства Нижегородского оперного театра наиболее заинтриговал нижегородцев вновь назначенный заместитель директора по художественному руководству балетной труппой. Яркий танцовщик, много лет блиставший на сцене Большого театра, этнический японец из Йокогамы, связавший свою жизнь с Россией и русским танцем, конечно, это сразу вызвало любопытство театралов. И вот Морихиро Ивата рассказывает о себе на страницах нашей газеты в эксклюзивном интервью.
Ни к чему стремиться в принцы
- Ивата-сан, в японском языке ваша фамилия несет значения природного трудолюбия и деловитости, не дающих покоя своему обладателю. Нам кажется, это полностью относится к вам.
- Я никогда не задумывался о значении своей фамилии. Она пишется двумя иероглифами: «ива» - скала и «та» - рисовое поле, и, действительно, в ней заложены природная естественность, устойчивость, постоянный труд... В общем, именно таковы мои ориентиры, и, если люди видят меня таким, это приятно.
- Делом всей вашей жизни стал русский классический балет. Как вы его выбрали?
- Не могу сказать, что «я выбрал балет». Он всегда и естественно был рядом со мной, с самых начал. Мои родители - танцовщики, балетные педагоги. Отец прошел школу русского балета у Алексея Варламова, педагога-репетитора Большого театра. Я рос в атмосфере классического балета, постоянно смотрел записи спектаклей, и, кстати, все, что мне нравилось особенно, относилось именно к русской балетной школе: Васильев, Барышников, Соловьев... В девяностом году мне выпало счастье уехать в Москву, в хореографическое училище. Там я лично соприкоснулся с великой балетной школой и был потрясен. Плюс я попал в очень хорошие руки, в класс Александра Бондаренко, и с каждым днем влюблялся в балет все больше. Затем - работа, Большой театр...
- В амплуа «деми-характер» вы стали премьером балета Большого театра и проработали там почти двадцать лет, создав яркую и выразительную галерею образов: характерных, темпераментных, игровых. Какие роли вам особенно дороги?
- Образов множество, и все мои любимые. Вообще верно сказано: нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Когда-то отец сказал мне, что принцем, в общем, быть необязательно. Можно стать и шутом, и это даже лучше, чем принцем. Кстати, шутов я станцевал много, гораздо больше, чем принцев. Бывали разные роли: большие, маленькие, главные. На сцене важны все - и принцы, и кордебалет. Когда каждый делает свое дело хорошо, рождается хороший спектакль.
Тайко и черный пояс
- У вас интернациональный брак с русской балериной, а дочери носят европейские имена. Почему? Пошли ли они по стопам своих родителей?
- Мы изначально решили, что дадим будущим детям такие имена, которые понятны и хорошо запоминаются и на японском, и на русском. Когда родилась старшая, назвали Марией. Правда, с рождением второй дочери я думал дать ей японское имя и даже предлагал несколько вариантов на выбор. В итоге обратился к своей маме с просьбой принять окончательное решение, и она почему-то назвала имя Алиса.
Маша занимается балетом, активно гастролирует. А вот Алиса сразу и категорически отказалась от карьеры танцовщицы. Вероятно потому, что видела, как занимается старшая сестра, насколько это сложно и тяжело, или, скорее, у нее просто были иные предпочтения в искусстве - музыка. Она училась игре на скрипке, хорошо пела и сейчас заканчивает обучение на звукорежиссера в Институте кино и телевидения ГИТР.
- Знаем, что вы играете на японских барабанах тайко и занимаетесь единоборствами. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Барабаны тайко - моя давняя мечта и любовь. Я вообще обожаю ударные. В свое время сочинял балет под барабаны, танцевал под барабаны и вот, наконец, взялся сам играть на них. Хотя, конечно, в этой области искусства я пока еще не специалист.
Что касается единоборств, то, к сожалению, сейчас на них не хватает времени. Но был период, когда я усиленно занимался, получил черный пояс по айкидо и по иайдо. Лет восемь назад, как стал руководителем балета, пришлось оставить занятия из-за большой загруженности. Очень хочется к ним вернуться - это прекрасный досуг с возможностью физического и духовного развития.
Станцевать про все на свете
- Уже почти сезон, как вы возглавили балетную труппу в нижегородском театре. В самом начале работы вы высоко оценили возможности наших танцовщиков, а что вы думаете о них сейчас? И еще кажется, что у наших артистов будто бы слегка меняется стиль, манера танца…
- Могу лишь повторить сказанное: мне нижегородская труппа очень нравится. Ребята имеют сильную подготовку, дисциплинированны, работоспособны и жадны до творчества. Для меня это важно. С равнодушными, безразличными людьми работать бесполезно, что им ни давай. А когда человек постоянно «голоден» и у него горят глаза, совсем другое дело.
Когда меняется руководство театра, неизбежно меняется и направление работы театра. Так что нет ничего удивительного, если чуткий зритель уже заметил перемены в балете. Это нормально. У меня имеется немалый профессиональный багаж, я делюсь им, а артисты весьма восприимчивы.
- Сейчас ваши подопечные распущены по домам. Значит ли это, что они расслабляются на диванах перед телевизорами под предлогом самоизоляции?
- К счастью, современные технологии позволяют минимизировать возможные последствия для балета вынужденных каникул и избежать растренированности. Ежедневно мы проводим по два занятия онлайн. Конечно, у большинства артистов дома условия не как в балетном зале, где можно разбежаться, совершить большой прыжок. Но разминку, растяжку, станок делаем, по мере возможности прыгаем. Каждый артист занимается дополнительно, тренирует тело. Да, сейчас непросто, но, считаю, пока справляемся.
- Вы продолжаете выходить на сцену, причем нижегородцы видели вас в характерных, необычных амплуа. В «Шопениане» вы исполнили «Революционный этюд», затем станцевали Высоцкого. Интересно, есть ли такой образ, такая музыка, которые невозможно перевести на язык хореографии?
- В октябре текущего года у меня юбилей. В таком возрасте, в общем, уже не танцуют. Но некоторые вещи я еще могу показать: в смысле, не погреться в отблесках прошлой славы, а выйти в удовольствие, с каким-то особым номером. В первую очередь, хочется, чтобы наши артисты танцевали больше и чтобы их видели как можно больше.
Для меня рождение постановки - всегда загадка. Новые спектакли - как дети: пока они не родились, трудно предсказать, что же именно явится на свет. Работать с новым материалом очень люблю и, думаю, в принципе любую идею можно рассказать хореографически.
- Сейчас трудно предсказать, как и чем завершится театральный год. Но наверняка вы готовили для публики к окончанию сезона что-нибудь эдакое. Не правда ли?
- Мы планировали сюрприз к Ночи театров, которая должна была состояться в День театра. Это спектакль «Легенда о Щелкунчике» - эффектный проект с необычным сюжетом, в котором задействованы хореография, кино, фортепианная музыка. Как только представится возможность, покажем его зрителям.
Если говорить о будущем в более широком смысле, есть планы пересмотреть балетный репертуар театра, чтобы привести его в соответствие с академическим званием организации. Чтобы там были достойно представлены и фундаментальная классика, и новые направления. И - работать!

Справка «НН»
Морихиро Ивата, артист балета, постановщик-хореограф, родился 6 октября 1970 года в Йокогаме. Начальное хореографическое образование получил в школе своего отца «Ивата-балет» в Японии. Стажировался в Московском хореографическом училище, с 1991 года - солист труппы «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, в 1995 - 2012-м - солист балета Большого театра.
С 2012-го работал балетмейстером и художественным руководителем балетной труппы Бурятского театра оперы и балета.
С 2019-го - заместитель директора по художественному руководству балетной труппой Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С.Пушкина.
Среди театральных работ - Шут («Ромео и Джульетта» С.Прокофьева), Черт («Щелкунчик» П.Чайковского), Чиполлино («Чиполлино»), Конек-Горбунок («Конек-Горбунок» Р.Щедрина), Балда («Балда» на музыку Д.Шостаковича), Шут («Лебединое озеро»), Шут («Легенда о любви» А.Меликова)... Был первым исполнителем ряда партий.
Морихиро Ивата - обладатель наград, в том числе Гран-при престижных международных конкурсов как артист балета и хореограф.
Награжден орденом Дружбы.

Мария Федотова, Владимир Шлыков.

Следите за нашими новостями в удобном формате