Борис Схиртладзе увлечен тем же, что и Джоаккино Россини

Борис Схиртладзе увлечен тем же, что и Джоаккино Россини

Дирижер Нижегородского русского народного оркестра, главный дирижер Камерного музыкального театра им. В.Т.Степанова, дирижер симфонического оркестра, старший преподаватель Нижегородской государственной консерватории Борис Схиртладзе не только эрудированный музыкант, но еще и завзятый книгочей. В беседе о том, как проходит самоизоляция, корреспондент «НН» с удивлением узнала о некоторых хобби Бориса Гелаевича… и лишний раз убедилась в том, что талантливый человек талантлив во всем.
Дома не скучно
- Пожалуйста, расскажите: как проходит третья неделя увлекательной самоизоляции? Русский народный оркестр «дает концерты» в Сети…
- Да, идут трансляции лучших концертов. Так что все, кому в недавнем прошлом не досталось билетов или не хватило времени на наши выступления, сейчас могут восполнить эти пробелы. Наши записи в Сети набирают по тридцать и более тысяч просмотров! Следите за свежим расписанием трансляций в группе Русского народного оркестра «ВКонтакте».
- Но вы ведь не только архивными записями радуете?
- Мы стараемся, чтобы люди, соблюдающие режим самоизоляции, чувствовали бы себя максимально комфортно. Чтобы им было интересно «сидеть дома».
С этой целью, в частности, артисты, которые читают с нами сказки, теперь читают и записывают их у себя дома, выкладывая затем в свободный доступ. Например, Дмитрий Суханов, артист театра «Вера», уже прочел для этого проекта рассказ Виктора Драгунского «Зеленчатые леопарды», а артистка Нижегородского театра драмы Людмила Штепанова - сказку С.Козлова «Кукуня».
Находиться долго в четырех стенах, конечно, сложно. Но все мы надеемся на скорейшее окончание происходящего. Быть может, нам разрешат выступать хотя бы без публики… но для публики. Мы могли бы устраивать стримы - прямые трансляции. На этот случай уже намечены специальные антикоронавирусные программы - и совсем веселые, и посерьезнее. Мы соскучились по слушателям и хотим сыграть для них хотя бы онлайн!
Есть повод взяться за книгу
- Давайте поищем в происходящем что-либо положительное. Ведь самоизоляция - это редкий шанс взять паузу в сегодняшнем скоростном веке, помедитировать, спокойно заняться какими-то важными личными делами… Что уже получилось осуществить?
- Я сочиняю новые программы, учу партитуры. Начал готовить тексты на будущий сезон: завершаю черновую работу с «Винни-Пухом», после сажусь за «Золушку».
Помимо профессиональной работы много читаю. Сейчас читаю одного из самых любимых своих авторов, Эрика Эмманюэля Шмитта. Начинал я, конечно, с «Оскара и Розовой дамы», далее были «Дети Ноя», «Ибрагим и цветы Корана»... На очереди книга Ричарда Адамса - автора, мне доселе неизвестного. Это «Обитатели холмов», купленные случайно, на сдачу…    
- Купленные? Читаете бумажные книги?
- Да. У меня огромная библиотека! Нет, я отнюдь не настроен против электронных книг. Но в каждой моей сумке лежит по настоящей бумажной книжке. Мне нужно это ощущение, когда ты переворачиваешь страницу и большим пальцем придерживаешь ее приоткрытой. Мне нравится запах бумаги, нравится, что можно что-то подчеркнуть…  Моя слабость - книжные и канцелярские магазины. Там я могу оставить всю зарплату! Ну и если иду к кому-либо на день рождения, то в отсутствие особых пожеланий непременно дарю книгу.  
- Получается, что вы обречены читать много в связи с постоянным расширением репертуара в литературных абонементах оркестра?
- И да, и нет. В течение обычного сезона на это нет времени, но сейчас отрываюсь по полной и нахожу интересные произведения, которые будут показаны в ближайшем сезоне. Я уже упомянул «Винни-Пуха». Признаюсь, до сего времени не читал Милна, а только смотрел мультфильм. Это совершенно разные вещи! И книга - умнейшая, добрая, тонкая - потрясла меня.
Еще одна история, которую мы уже обсуждаем и берем в работу, - «Цветы для Элджернона». Режиссировать ее будет Людмила Штепанова, я займусь музыкальной частью. И думаю, что не буду заниматься подбором, а попрошу написать музыку специально к этому проекту.
Творчество на эмоциях
- Подозреваю, что чтение - не единственное ваше любимое дело…
- Главное мое хобби - готовить. В основном блюда с грузинским уклоном. Конечно, я и русское что-то готовлю, типа борща, но преимущественно все-таки на моей кухне царит кавказская история, которая, как мне кажется, очень вкусна. Балую приготовленным всех, кого только возможно. Недавно, на Восьмое марта, в Камерном театре меня попросили накрыть стол для милых дам. Пришлось приготовить, в частности, десять литров харчо... После этого я понял, что могу, подобно великому Россини, открывать ресторанчик, когда мне надоест дирижировать (смеется). О Россини-кулинаре существует масса историй, и вот одна из них. Как-то во Франции, а в те времена он уже был невероятно знаменитым композитором, Джоаккино Россини в какой-то лавке придирчиво, со знанием дела выбирал макароны. После этого к хозяину лавки заглянул друг композитора и спросил: «Знаете ли вы, кто только что был вашим покупателем?» - «Нет», - ответил лавочник. «Самый знаменитый в мире оперный композитор!» - воскликнул друг. И хозяин лавки ответил: «Я не слышал его произведений. Но если он разбирается в  музыке так же, как в макаронах, - он, безусловно, гений».
- А как, по-вашему, существует ли связь между едой и музыкой?
- Думаю, что да, ведь и то и другое вызывает у человека эмоции: и музыкальные переживания, и ароматы. В музыкальном произведении, в первую и главную очередь, выстраивается эмоциональный план.
Это важно и в наших «Сказках с оркестром», и в «Литературно-музыкальном салоне». Мы ведь не всегда присоединяем к литературному произведению музыку, написанную именно про то же самое. Нередко подбираем произведения и фрагменты, которые, на наш взгляд, входят в резонанс с текстом. И зритель с этим соглашается. Или нет.
И, наверное, не случайно в период вынужденной самоизоляции я заменяю музыку кулинарией. Так можно получать необходимые мне эмоции и творческие  переживания!

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате