Сергей Пускепалис: Театр - искусство личных встреч

Сергей Пускепалис: Театр - искусство личных встреч

Шла четвертая неделя самоизоляции. За окном продолжался карантин, а единственное окно в мир в виде компьютера начинало потихоньку мозолить глаза. И пришла мысль, что нам нужен герой. Не мультяшный, не западный, а наш, настоящий. Который живет рядом с нами, спасает людей и метафорически - весь мир.
Корреспондент «НН» созвонилась с Сергеем Пускепалисом. Вот уж в чьей актерской копилке множество героев: сильных, честных, принципиальных!

Ждем встречи друг с другом
- Сергей Витауто, полгода назад вы стали художественным руководителем старейшего в стране театра - Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Волкова. Что сейчас в нем происходит хорошего?
- Ничего хорошего в театре на самоизоляции не происходит. Одно лишь хорошо: актеры отдыхают, набираются сил и с каждым днем все сильнее ощущают, как это прекрасно - служить в театре.
- Сейчас, насколько мне известно, многие актеры идут к зрителю через виртуальную реальность: импровизируют, читают, делают записи и выкладывают их в Интернет. Скучно им жить без зрителей?
- Наверное, скучно. Но, как я считаю, это пусть кино идет к зрителям через виртуальную реальность, а театр должен обращаться к людям вживую. Надо всем соскучиться друг по другу капитально, а затем встретиться в зрительном зале.
- А вы сейчас чем занимаетесь в самоизоляции, если не секрет?
 - Я уехал из Москвы на Кавказ, к семье. И полностью самоизолировался. Обложился гречкой и всем прочим, необходимым для выживания.
- Вы снимались в фильмах-катастрофах. Нет ли у вас сейчас ощущения, что все мы попали в какое-то апокалиптическое кино? Как следует себя вести, согласно правилам жанра, чтобы выжить?
- Сейчас необходимо быть максимально сосредоточенным и мобилизованным, вести себя внимательно, не расслабляться. Ждать завершения этого затяжного прыжка, ни в коей мере не деморализовываться, не злиться, а выполнять то, что предписывают государственные органы. В любом случае, это закончится. Без вариантов. В дисциплине - залог выживания.
- Самоизоляция - шанс остановиться, притормозить, посмотреть на тех, кто рядом, возможность прочитать отложенные в долгий ящик книжки… Как вы используете внезапно появившееся свободное время?
- Ну, кто рядом со мной, мне известно давно. А вот насчет книжек - действительно, есть отложенная до лучших времен литература, до которой никак все руки не доходили, и вот наконец эта литература меня дождалась. Сейчас читаю Леонова. За Герцена взялся, «Былое и думы».
- Может, по виртуальным музеям ходите?
- Нет, никуда я не хожу, ни в какие такие музеи. Меня вообще немного раздражает онлайн-истерия.
Главная сложность - в эмоциях
- Что-то не слышно о премьере исторической драмы «Сердце Пармы», где вы сыграли одну из главных ролей.
- А премьеры еще не было. Ждите… года через полтора. Съемки недавно закончились, сейчас идет монтаж. Снимали в Пермском крае, в исключительно красивых местах. В Москве выстроили целый город, древний. Отсняли много батальных сцен. Очень красивые натуральные костюмы, замечательный актерский состав. Режиссер картины Антон Мегердичев - настоящий мастер и мой давний друг, мы с ним работали вместе в «Метро». Над продвижением фильма работает очень серьезная продюсерская компания. Уверен, что картина получится на достойном уровне.
- После «Викинга» я с опасением отношусь к съемкам так называемого исторического кино…
- Ну сравнивать «Сердце Пармы» с «Викингом» бессмысленно. Хотя, уверен, найдутся те, кто будет это делать.
- Во многих фильмах ваш герой подвергается физическим испытаниям. Например, в «Метро» вам пришлось сниматься по колено в воде. А какие сложности были на  съемках «Ледокола»? Холод?
- Главная сложность была в том, что многое снималось на хромакее и требовалось держать эмоции на должном уровне - в соответствии с картинкой, которая лишь подразумевалась. Эдакий воображариум!
- То есть вам в павильоне нужно было играть так, словно действие происходит в самых настоящих льдах?
- Ну это был не совсем павильон, снимали на натуре. Но все равно сзади стояло огромное полотно, синее или зеленое, на котором потом «рисовали» айсберги, Антарктиду и все такое.
- А как вы относитесь к слухам о том, что полярные льды тают и под ними открываются удивительные вещи: папоротники, пирамиды, древние цивилизации? Может, увидеть довелось?
- На Земле все возможно. Все могло быть миллионы лет назад. Другой вопрос, что я лично этого не видел и поэтому подтвердить или опровергнуть никак не могу.
Еще увидимся?
- Не уверена, что сейчас корректно спрашивать о планах, но все-таки каковы ваши планы?
- Волковским театром заниматься. Ремонт зрительного зала делать. Новые спектакли готовить. Егор Дружинин будет ставить «Еврейское счастье» по Шолом-Алейхему. Были планы сделать Григория Горина, «Забыть Герострата». Анжей Бубень будет делать «Отцы и дети», потом Борис Павлович  берется за пьесу о судьбе и мировоззрении Константина Федоровича Циолковского. Планов много и достаточно серьезных.
- Знаю, что в вашу бытность главным режиссером Магнитогорского театра драмы вы были дружны с нашим нынешним музыкальным руководителем оперного театра, главным дирижером Ренатом Жиганшиным, также работавшим в Магнитогорске, и даже планировали совместную постановку. Увидим ли мы ее когда-либо?
- Желание сделать совместный проект никуда не делось, а вот с возможностями сложнее. Сейчас у меня нет времени заниматься чем-либо серьезным, кроме Волковского театра.
- Ярославль и Нижний Новгород, в общем, соседи. Может, есть и планы насчет гастрольных поездок?
- Конкретных планов пока нет, но творческое общение очень не исключено.

Справка «НН»
Сергей Витауто Пускепалис, актер, режиссер театра и кино, заслуженный артист РФ, родился 15 апреля 1966 года в Курске. В 1980 году с семьей переехал в Саратов, окончил Саратовское театральное училище. Более десяти лет работал актером в Саратовском ТЮЗе. В 2001-м окончил режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС) на курсе профессора Петра Наумовича Фоменко. С 2007 года - режиссер-постановщик Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Ф.Волкова. Выступает на ведущих сценах России как актер и режиссер. Активно снимается в кино. Среди киноработ - «Прогулка», «Как я провел этим летом», «Метро»,  «Битва за Севастополь», «Ледокол»,  «Крик совы», «Хождение по мукам», «Со дна вершины», «Золотая Орда», «А у нас во дворе», «Шифр»… Режиссер кинодрамы «Клинч». Обладатель престижных кинопремий, в том числе за лучшую мужскую роль на фестивалях «Кинотавр», «Меридианы Тихого» «Берлиннале», «Золотой орел», фестиваля в Карловых Варах.

Мария Федотова.
Автор благодарит Рената Жиганшина за содействие в организации интервью.

Следите за нашими новостями в удобном формате