Как вложить в голову информацию при подготовке к экзаменационным испытаниям

Как вложить в голову информацию при подготовке к экзаменационным испытаниям

Нынешний нестандартный учебный год подходит к концу. В любом случае выпускникам школ и вузов придется сдавать экзамены, защищать дипломные работы. Для того чтобы подготовиться к этим важным испытаниям,  необходимо запомнить большое количество информации. О том, как избежать ошибок при подготовке к экзаменам и хорошо овладеть учебным материалом, рассказал доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиС Владимир Спиридонов. Послушать его выступление можно было  на научном онлайн-фестивале «КСТАТИ».
Секрет Штирлица
Экзамены, с точки зрения их негативного влияния на психику и организм, - штука чрезвычайно вредная. Они были придуманы еще в Древнем Китае. Затем эту неприятную практику отбора лучших стали использовать повсеместно.  
Подготовка к экзамену складывается из двух вещей: это знания по предмету и умение управлять своим эмоциональным состоянием, работать в момент сильного стресса. Ничто не заменит систематических, последовательных занятий, но психологические хитрости помогут сделать подготовку к экзамену более эффективной.  Остановимся на двух моментах: на том, как лучше запоминать информацию, и на том, в каком состоянии люди лучше всего ее воспроизводят.
Базовые эффекты запоминания стали массово известны после выхода на экран фильма «Семнадцать мгновений весны». Штирлиц справедливо утверждал, что запоминается последняя фраза, но это далеко не все секреты. Независимо от того, сколько мы изучаем информации, мы помним то, что учили в начале и в конце, «середина» запоминается хуже. Это правило относится к любому материалу: словесному (будь то параграф по истории или стихотворение) набору математических формул, последовательности событий футбольного матча.
Отсюда совет: принципиально важные вещи учите или в начале или в конце занятия.
Люди обладают несколькими видами памяти. Для подготовки к экзамену важны три из них. Первый, основной вид памяти - семантический, он сохраняет знания: слова, формулы, даты, связки между ними, определения. Второй вид - эпизодическая память, она опирается на конкретные события из жизни человека. Третий - автобиографическая память.
Семантическая память расставляет информацию по полочкам. Набор этих полочек - это семантические (смысловые) сети. В качестве примера могут послужить пищевые цепочки (выстраивая схему, кто кого ест  в животном мире, мы легко это запоминаем). Что нужно сделать, чтобы информация уложилась в подобную семантическую сеть? Оказывается, чтобы память ухватила суть и детали прочитанного, нужно с этой информацией серьезно работать. Чем глубже вы что-то изучаете, анализируете, сравниваете, чем больше задаете вопросов и отвечаете на них, чем больше строите графиков, таблиц, рисунков, выстраиваете иерархий, тем лучше запоминается информация и дольше остается в памяти. Это рецепт запоминания номер один.
Шпаргалки в помощь
Рецепт второй - шпаргалки.  Для того чтобы ее изгото­вить, надо из большого количества информации - текстов, рисунков, таблиц - выделить главное и расположить суть прочитанного на маленьком клочке бумаги. Для этого придется провести работу по структурированию знаний, глубоко понять прочитанное. Но! Не стоит брать шпаргалку на экзамен.
Можно выбрать приемы мнемотехники (их очень много), они направлены на улучшение запоминания определенных видов информации. Но подбирать эти приемы надо индивидуально. Однако стоит учесть, что мнемотехника заработает,   если тренироваться каждый день минут по 15 в течение нескольких недель.  «Память станет лучше, вы будете быстрее и четче, с меньшим количеством ошибок запоминать то, что требуется для ответа на экзамене», - говорит Владимир Спиридонов.
Информация, уясненная хорошо, и та, что была не очень понятна, совершенно по-разному забывается. Семантическая память помогает помнить осмысленную информацию, которая представляет собой некий сюжет, историю.  Это позволяет укладывать в голове сложную, разноплановую противоречивую информацию. Если вы что-то зазубрили наизусть, не понимая сути, то через 19 минут останется только две трети от того, что вы с трудом вдалбливали, а через час уже менее половины. Поэтому зазубривание - это провальная стратегия запоминания. Через сутки зубрежки человек помнит менее одной трети информации.
Что касается знаний осмысленных, то процесс забывания идет по-другому.  Когда информация уложена во внятные сюжеты и истории, то из памяти теряются детали, а сам сюжет остается. Если вы хотите проверить то, насколько хорошо вами понят какой-то сложный материал, то попробуйте пересказать его и оцените то, что сохранилось в памяти. Если сохранились разрозненные детали, то дело плохо, а если наоборот с деталями не очень хорошо, а сюжет вы знаете, то освоение информации происходит правильно. Нужно еще раз (а может, и не раз) повторить данный материал. Повторенье - мать учения.  
Пропустить через себя
Есть еще один важный вид памяти, который может помочь готовиться к экзаменам, - это автобиографическая память. Она помнит важные события вашей собственной жизни. Психологи давно открыли эффект отнесения к себе. Выясняется, что если человек может привязать ка­кую-то информацию к своим личным переживаниям, оценкам, событиям жизни, ассоциациям, то эта информация сохраняется в разы лучше, нежели если она является отстраненной и абстрактной. Эффект отнесения к себе - очень сильный механизм и прием в запоминании.
Также стоит иметь в виду, что память состоит из многих модальностей: мы помним не только слова, но и цвета, звуки,  вкусы, записи, сделанные своей рукой, расположение текста на странице. Это также расширяет возможности освоения информации.
Полезно во время подготовки к экзамену писать шариковой ручкой. Важно фиксировать цвет рисунков, обложек. Правда, иногда случается, что человек помнит то, как на странице расположен текст, но что  там написано, воспроизвести не может.  Это пример того, что автобиографическая память сработала, а семантическая дала сбой. Поэтому нужно тренировать эти оба вида памяти.
Есть еще один секрет.  Его вывел классик психологии Алан Бэддели, который  исследовал запоминание информации. На успешное усвоение информации оказывают влияние место и окружающие условия. В идеале при заучивании и при воспроизведении информации они должны быть примерно одинаковые. Важна и поза тела при запоминании, физиологическое и психологическое состояния. Например, если предстоит письменный экзамен, то лучше готовиться к нему за столом. Если человек готовиться в последнюю ночь, пьет много кофе, это не будет способствовать хорошему воспроизведению информации. Другая крайность - это выпить успокоительное. Я не советую экспериментировать и принимать какие-либо лекарства, если раньше вы этого не делали. Никто не знает, как на это отреагирует организм. Да, экзамен - это стресс. Волнение нужно принять как данность. Это сильный мобилизующий механизм. Если человек впадает в ступор, значит, он плохо готовился. Чтобы меньше нервничать, стоит проигрывать ситуацию экзамена. Это придаст уверенности, советует профессор  Владимир Спиридонов.

Спрашивает дилетант
- Если  конспектировать информацию на ноутбуке, а не ручкой, то она хуже запоминается?
- В спокойном состоянии разница не будет велика, но в стрессе небольшой перевес в пользу записей, сделанных вручную. Это может сыграть критическую роль на экзамене, поэтому лучше писать конспекты ручкой. Также эффективно для запоминания разметить конспект цветными маркерами или ручками. Это будет хорошим подспорьем для запоминания.
- Чтение электронных учебников хуже бумажных при подготовке к экзамену?  
- Разницы нет. Главное, осознавать, что просмотреть текст на экране - это не значит его запомнить. С электронным учебником надо работать так же, как с бумажным. Конспектировать, отвечать на вопросы, глубоко анализировать информацию.
Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.