Фантастика, да и только! Художник и писатель - это всегда индикатор эпохи, считает Вадим Панов

Фантастика, да и только! Художник и писатель - это всегда индикатор эпохи, считает Вадим Панов

Москва хранит немало тайн. И одна из них состоит в том, что в этом мегаполисе спрятан еще один город. Под землей и в укромных рощах, за стенами цитаделей, в мороке скрываются остатки могущественных древних рас, использующих для своих нужд магию. Когда-то сменявшие друг друга вследствие жестоких войн, сейчас они все оказались в одной лодке. Это - Тайный город.
Подарил миру эту великолепную идею, воплощенную в десятках томов безупречного текста, Вадим Панов - радиоинженер по образованию, больше похожий на действующего военного офицера, нежели на доброго сказочника. Впрочем, в его писательском активе немало боевого фэнтези, в том числе посвященного не столь отдаленному будущему… и таковое не всегда прекрасно.
Узнать, как рождаются миры, корреспондент «НН» попробовала в эксклюзивном интервью с писателем.

Вышедший из «Зеркала»
- Вадим Юрьевич, как вы открыли Тайный город?
- Не могу сказать, что это произошло в результате какого-то чудесного вещего сна или мне, словно Ньютону, на голову что-то упало. Не было волшебного «Оппа!», все произошло, можно сказать, скучно и прозаично.
Изначально были наброски персонажей и эпизодов в записной книжке. Я делал их для «Зеркала» - студенческого театра МАИ. А потом увидел, что записных книжек становится слишком много и что накопленная в них информация намного переросла студенческий театр. И тогда я понял, что надо использовать все, что накопил, и что из накопленного получается история - причем история мистическая, магическая. И начал целенаправленно работать над воплощением нового мифа. Потребовалось немало систематической подготовительной работы по созданию базы, на которую впоследствии можно было бы опираться.
- Ваша история имеет не только магический, но и вполне реалистический пласт содержания, легко ассоциирующийся с рубежом второго-третьего тысячелетий, с его смутой, прошедшими горячие точки военными, нищими профессорами и «новыми русскими», с сомнительными предвыборными кампаниями, политическими спекуляциями вокруг газовой трубы, нелепыми требованиями контрибуций, с карикатурным изображением известных медийных персон. Хоть историю изучай! Вы специально это вписали в текст, причем еще и подав в ироническом, комическом ключе все эти, в общем, ни разу не смешные для рядовых граждан вещи?
- Конечно, специально. Историю по этим фрагментам изучать не стоит, но я просто не мог не отразить происходящее. Художник, писатель, в частности, - это всегда индикатор эпохи. По большому счету книги, которые никак не соприкасаются с современной им историей, дольше живут. Но мне было интересно дополнить мистическую вселенную нашей реальностью и рассказать о ней, включив в основной сюжет подчас анекдотические события и персонажи, которые предлагала сама жизнь.
История продолжается
- Мир «Тайного города» так и просится на экран и, что скрывать, ваши поклонники много лет ждут киноверсию. Несколько лет назад были сняты два сезона сериалов, но, по общему мнению, они не слишком оправдали ожиданий. Отчего так получилось и как сейчас обстоит с возможными съемками?
- В той экранизации сошлись сразу несколько проблем, причем небольшой бюджет был отнюдь не главной из них. Дело в том, что сама концепция мистического жанра, когда фэнтези смешано с реальностью, оказалась не совсем понятна исполнителям. В российском кино с фантастикой до сих пор обстоит так себе. Смотреть отечественные полнометражные фантастические ленты, честно говоря, мука. А вот мелодрамы, например, научились делать. В обоих сезонах есть мелодраматические линии, и они великолепны: режиссер понимает, как командовать актерами, актеры понимают, как себя вести. Но едва появляется сверхсущность - все «плывут». Надеюсь, постепенно придем к тому, что появятся и у нас люди, способные снять фантастическое кино. Или какие-нибудь иностранцы подтянутся. Словом, я не теряю надежды на то, что экранизация состоится.
- «Тайному городу» уже почти двадцать лет. Книги в этой серии теперь выходят реже, чем вначале. Можете ли вы сказать, что это большое, великолепное приключение подходит к завершению?
- Нет, не могу. «Тайный город» - не сериал, а цикл. «Анклавы», например, - сериал. Я знал, чем и почему все закончится, не знал лишь, сколько книг потребуется, чтобы пройти от завязки к финалу. Потребовалось пять книг, кстати, изначально я думал, что их будет семь,  и после этого сам себе сказал, что «Анклавы» больше не продолжаю. Хотя и очень хотелось. А «Тайный город» - это истории, которые можно рассказывать сколь угодно долго. Да, есть некий сквозной сюжет, но он не так важен.  Меня ограничивает только одно - отсутствие идеи, истории, которую я могу рассказать сейчас же, захлебываясь от эмоций. Не буду ничего вымучивать. Помните, несколько лет «Тайный город» не выходил?
- Еще бы не помнить! Поклонники «Тайного города» страшно боялись, что вам надоело и что продолжения не последует…
-  Да просто все это время у меня не было подходящей истории! Истории, которая цепляет, которая заводит до трясущихся рук и заставляет выскакивать из постели ни свет ни заря, чтобы я ее срочно, немедленно записал. Поэтому я рассказывал истории про другое.
Угадывай, но не записывай
- Некоторые писатели, создавая свои тексты, словно смотрят в окна будущего. Особенно это касается некоторых писателей-фантастов, легко дающих фору футурологам. Карел Чапек, например, в теории изобрел роботов. А вы «предсказали» пандемию коронавируса, тотальное чипирование и еще ряд удивительно попадающих в реальность вещей в вашем романе kamataYan - первой книге серии «Аркада».  Откуда вы это взяли?
- Я не знаю, откуда. «Аркада» - это цикл  о будущем из трех романов. О том, что может ожидать человечество в 2029 году при определенном наборе исходных данных и при наличии тенденции. Я исследую, как та или иная тенденция может изменить мир. Соответственно в первом романе я взял за базовую идею проблему перенаселения, истощение ресурсов и экологическую катастрофу. Бездумное потребление ресурсов приводит к тому, что их начинает не хватать, а людей становится все больше и больше. Соответственно в поиске ответа на вопрос, как из всего этого выйти, была разработана людоедская концепция пандемии, быстро решающей проблему с перенаселением. Это я и описал, причем с точки зрения людей, которые пандемию устроили.
Когда вышла первая книга - это было в прошлом апреле, - я шутил, что десять лет спустя можно будет проверить, что я угадал в своей попытке прогностики. Если, конечно, угадал вообще. Но я и представить не мог, что меньше чем через год ко мне придут и спросят: ну и какого лешего ты все это написал?
- В таком случае, может, стоило бы попробовать «угадать» что-нибудь хорошее?
- Я пробовал. Но «хороший» прогноз почему-то не складывается.
- Что вы сами читаете? С какими книгами любите уединяться?
- Есть несколько авторов, новинки которых я покупаю и с удовольствием читаю. Мой любимый автор - Нил Стивенсен. Если же говорить о книгах для отдыха, это классическая фантастика. У меня есть любимая серия «Шедевры фантастики», много толстых томов в белой суперобложке - Шекли, Брэдбери, Азимов, Гарри Гаррисон, Филипп Дик, - и нередко под настроение я тот или иной томик открываю. Ведь именно с них началась и моя фантастическая история!

Справка «НН»
Вадим Юрьевич Панов родился 15 ноября 1972 года в семье военного. В 1983 году Пановы переехали на постоянное жительство в Москву, где Вадим, окончив школу, поступил в Московский авиационный институт на факультет радиоэлектроники летательных аппаратов. Во время учебы принимал участие в деятельности студенческого театра «Зеркало», в 1994 году по его пьесе был поставлен спектакль «Такие игры».
Литературная деятельность началась в 2001 году с публикации романа «Войны начинают неудачники» - первого в цикле «Тайный город».
Автор десяти фантастических циклов и сериалов: «Анклавы», «Герметикон», «Непревзойденные», La Mistique de Moscou и прочих.
Вадим Панов - неоднократный обладатель титула «Фантаст года», множества престижных литературных наград.

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате