Долгожданное открытие Арсенала состоялось в день рождения одной из его создателей - Любови Сапрыкиной

Долгожданное открытие Арсенала состоялось в день рождения одной из его создателей - Любови Сапрыкиной

Любовь Михайловна - одна из двух «кариатид», чьими руками в Нижнем Новгороде было поднято и поддерживаемо на недосягаемой доселе высоте современное искусство. Ее нет уже почти пятнадцать лет. Соратница, «кариатида» Анна Гор сейчас возглавляет Арсенал - Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде, влиятельнейшее культурное учреждение и воплощенную мечту, выросшую из фактически небольшого кружка единомышленников. 

Традиционно в этот день гостям предлагается нечто особенное. На этот раз главным пунктом интеллектуального меню стала премьера Oratorium SARXSOMA - видеоперформанса арт-группы «Провмыза».

Это - неспешное, долго длящееся зрелище, где предлагается распробовать оттенки смыслов, зафиксировать эмоции и ощутить игру подтекстов.

Тема Oratorium SARXSOMA - потери и утраты, показ которых решен символически: посредством ослабевающих рук, размыкающихся объятий, падения с вершины, неизбежного «прах к праху». Черно-белое действо идет параллельно с «Ораторией для двух голосов» Дарьи Звездиной в исполнении артистов театра «Ла Гол». Бас вносит ноту заупокойной молитвы, сопрано щебечет на грани легкого безумия.

Видео транслируется до 9 августа в Арсенале. А в начале его было полноценное театральное действо. Таковое состоялось до введения режима самоизоляции в бывшем печатном цехе «Нижполиграфа» - полуподвальном помещении старинного промышленного здания.

- Пространство - шикарное, - рассказывает участница арт-группы «Провмыза» Галина Мызникова. - Оно и вдохновляло нас, и давало техническую свободу. Архитектор спроектировал конструкцию, напоминающую гору в восемь с лишним метров высотой, инженеры смонтировали ребра жесткости и подъемные механизмы.

«О чем это?», - спрашивают иногда. Сложный вопрос. Вот герой держит в руках бездыханное тело. Этот образ напоминает о pieta. Но что дальше? Руки утрачивают силу, бесценная ноша медленно падает. Мы становимся свидетелями разрушения классической формы Пьеты. Человек остается один, переживая момент утраты. Специально выстроенная гора позволяет замедлить время, сделать момент потери, переживания потери, внутренней ментальной трагедии - длящимся во времени.

- Композитор создает звуковое пространство, художник - визуальное, а вы вызываете к жизни эмоциональную партитуру. Так ли это?

- Действительно, еще с конца 90-х годов мы определили для себя, что работаем с эмпативным искусством - вызывающим сопереживание. Процесс эмпатии может мысленно сократить дистанцию восприятия, превращая зрителя в соучастника.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

На фото: Всемирно известные художники.Галина Мызникова и Сергей Проворов (арт-группа «Провмыза») умеют продлевать мгновения.

Следите за нашими новостями в удобном формате