В охватившую Европу«велосипедную революцию» втягивается и Россия

В охватившую Европу«велосипедную революцию» втягивается и Россия

Еще лет пятнадцать назад эта картина едва ли не вызвала шок у группы нижегородских туристов, предпринявших путешествие по Европе, а именно: на одной из центральных улиц Амстердама ранним утром солидные мужчины в деловых костюмах  спешили на работу. Клерки всех возрастов и уровней резво крутили педали своих велосипедов, гордо реяли от ветра их галстуки, а кейсы – непременный атрибут офисного работника – они, как правило, держали в руке.
Почти такая же картина  в те дни нарисовалась в Брюсселе, Копенгагене и Берлине… Мы же тогда со скрипом избавлялись от престижных черных «Волг» в качестве служебного авто и пересаживались на еще более престижные иномарки. Однако социологи уже строят прогнозы, дескать, в современном обществе езда на велосипеде не просто отражает определённое изменение стиля жизни, она означает своего рода социальный переворот. И Россию это тоже не минует.

Солнце на спицах

В мире сегодня насчитывается почти полтора миллиарда велосипедов – втрое больше, чем автомобилей. В последние годы их производство существенно выросло и достигло более чем 100 миллионов штук в год. О многочисленных модификациях и брендах поговорим в следующий раз. А вообще, пережив еще в XIX веке настоящую велосипедную революцию, эти двухколесные приспособления с тех пор стали использоваться не только в качестве доступного транспорта, но и для отдыха, работы, среди военных, в шоу и, конечно же, в спорте. Например, в США люди используют велосипеды для похудения и снятия стресса, потому что езда на велосипеде сжигает порядка 600 калорий в час. Врачи говорят, что регулярные поездки на велосипеде длительностью от 30 минут до часа стимулируют кровообращение в ногах и предупреждают варикозное расширению вен. Кроме того, помогают не болеть сердечно-сосудистыми заболеваниями и мигренью. 

Многие жители Европы смекнули давно, что велосипед – это транспорт будущего, для которого не страшны ни пробки, ни глобальный топливный кризис. Он, как шутят специалисты, беда для экономики, так как  велосипедист не покупает машину, бензин и страховку, не платит за мойку, стоянку, кредит и лекарства. Потому что здоров. Не секрет, что жители крупных городов одиноки, велосипед – это идеальное лекарство от одиночества. Благодаря велосипеду завязываются знакомства, появляется общая тема для общения…

И еще много других достоинств колеса мы пока не знаем, потому что Нижний Новгород не Копенгаген и даже не Ярославль, к примеру, где количество велодорожек растет с каждым годом. Да, велосипеды уже становятся модой. Одна моя знакомая, студентка медакадемии Катя, девушка спортивная и к тому же продвинутая во всех отношениях, наконец, накопила на велосипед и нынешним летом отправилась в свою альма-матер на собственном транспорте. От станции метро «Заречная» до центра города она добиралась больше часа, при этом значительную часть пути была вынуждена сама везти велосипед. 

Помнится, пять лет назад я задавала этот вопрос руководителю отдела пропаганды безо­пасности движения Нижегородского областного управления ГИБДД Игорю Михайлушкину: когда появятся велодорожки в Нижнем? Он ответил, мол, на Нижневолжской набережной уже имеются, а в скором времени будут повсеместно. Намедни задала тот же вопрос его преемнику Дмитрию Мацкевичу.

– На Нижневолжской набережной прекрасные условия для велосипедистов, надеемся, что скоро велодорожки появятся и в центре города, – отвечал Дмитрий Станиславович.

 В самом деле, в городской администрации в скором будущем обещают пять новых протяженных веломаршрутов – вдоль набережных Оки и Волги, из центра в спальные районы города, вдоль малых нижегородских рек… Что ж, будем ждать.

Правила для двухколесных

Впрочем, как заметил директор нижегородского велоклуба Игорь Бабин, Нижний вполне велосипедный город, просто «желающий ищет возможности, а нежелающий – причины». Более того, сам Игорь не расстается со своим двухколесным другом никогда. И считает большим заблуждением мнение о том, что это сезонный вид транспорта.

– В Канаде, например, почти такой же климат, как у нас, а там ездят на велосипедах круглый год…

Звучит, конечно, странновато, но, как вспомню, какой была минувшая зима, уже начинаю верить…

Так вот о тех, кто «нашел возможности». То есть купил велосипед и поехал. И тут напротив достоинств колеса выстраиваются проблемы. Но не только в виде отсутствия велодорожек и велопарковок, не только всевозрастающее количество краж велосипедов и пр. Главное – безо­пасность самих велосипедистов. С начала этого сезона, например, на дорогах Нижегородской области зарегистрировано 38 ДТП с участием велосипедистов. Только на минувшей неделе инспекторы ГИБДД насчитали 13 таких ДТП, в которых два велосипедиста погибли и 11 получили ранения различной степени тяжести. 

Из сводки УГИБДД:

«23 июля в 8:40 на четвертом километре автодороги Кулебаки – Молочная ферма произошло ДТП. Мужчина 1962 года рождения, находясь за рулем автомобиля «Hyundai Tucson», совершил наезд на велосипедиста, двигавшегося в попутном направлении. В результате смертельное ранение получил управлявший велосипедом 16-летний подросток. Погибший мальчик проживал во Владимирской области. В Кулебакский район он приехал к родственникам».

Ранее сообщалось, что 13-летний велосипедист попал под трактор в Сормовском районе Нижнего Новгорода. 

– Многие, купив велосипед, не удосужились приобрести «Правила дорожного движения» для велосипедистов, – рассказывает официальный представитель УГИБДД подполковник полиции Дмитрий Мацкевич. – А ведь они должны соблюдать эти правила! В любом случае должны быть подготовлены – соответствующая экипировка, шлем – особенно для несовершеннолетних… Вот профессиональные велосипедисты, они катафотами обвешаны со всех сторон и в ночи светятся, как новогодние елки! А любители в темных костюмах сливаются с темнотой…

За рулем велосипеда ты – водитель!

Так ждет ли нас повторная «велосипедная революция»? Новый урбанизм уже сейчас отдает предпочтение велосипеду и пешему хождению, а не автомобилю. Экологи взахлеб мечтают о такой революции: когда автомобили рано или поздно вообще уйдут с загазованных городских улиц, как в свое время исчезли лошади. В некоторых регионах страны, призывая последовать оздоровительному примеру, на велосипеды пересели ...губернаторы. А «зеленые» призывают пересесть на «чистый» транспорт знаменитостей, они-де имеют больше подражателей, чем губернаторы. Но!

Пешеходы говорят, что велосипедистам нет места на тротуарах, а автомобилисты жалуются, что двухколесные мешают движению на проезжей части. Следствие, конечно, потом разберется, но тот водитель «Хёндая», который намедни сбил мальчика в Кулебаках, рассказывает, что велосипедист «вилял» на дороге.

– Лето – традиционная пора роста «велосипедных» ДТП, – рассказывает врио начальника регионального УГИБДД полковник полиции Александр Азовцев. – Но в этом году особенно. В связи с пандемией любители путешествий не уехали в отпуска, по причине многих закрытых лагерей дети остались в городе… Противостояние автомобильного и велосипедного транспорта в переполненном городе обострилось. И в этих условиях мы призываем быть предельно внимательными не только автомобилистов, но и владельцев велосипедов. Некоторые из них считают, что им должны уступать дорогу. Помните, вы – такие же участники дорожного движения и, только сойдя с велосипеда, становитесь пешеходами…

Если вдруг вы попали в ДТП

Удостоверьтесь, что другой участник ДТП не пытается уехать с места аварии. Обязательно запишите номер транспортного средства, а также ФИО водителя и данные его страхового полиса ОСАГО. Если же водитель не признает себя виновным и уезжает с места происшествия, вам нужно собрать как можно больше свидетелей, готовых дать показания, и обязательно оставаться на месте, дожидаясь машины ГИБДД. Вызовите сотрудников ГИБДД. Проверьте, нет ли у вас телесных повреждений – переломов, ссадин, сильных ушибов. В состоянии стресса человек может не замечать боль довольно долгое время и только позднее обнаружить, что у него сломан палец или ребро. Внимательно осмотрите велосипед на предмет повреждений, явных и скрытых: проверьте колеса, раму, руль, шатуны, состояние заднего переключателя и петуха. 

Пообщайтесь с водителем ТС в вежливой и корректной манере. Будьте уверены в себе. Опишите все свои повреждения и повреждения вашего велосипеда. Предложите два варианта развития событий – либо водитель возмещает ваш ущерб на месте без вызова инспекторов ГИБДД (восстановление велосипеда, компенсация на лекарства за лечение и, возможно, моральный вред), либо вы решаете все проблемы через страховую компанию виновника ДТП. 

По прибытию на место инспектор ГИБДД проверит документы обоих участников ДТП (желательно возить с собой какое-либо удостоверение личности), зарисует схему ДТП и пригласит вас на разбор в отделение ГИБДД. В назначенное время необходимо прибыть на разбор в ГИБДД. От вас потребуется заполнить объяснение, также в нем нужно будет описать повреждения вашего велосипеда и полученные вами телесные повреждения (если они у вас имеются, желательно до разбора обратиться в травмопункт и получить справку). Копию справки приложите к заявлению. После постановления ГИБДД о виновнике аварии и получения вами необходимых документов обращайтесь в страховую компанию виновника за возмещением. Имейте в виду, что в любой момент вы можете потребовать проведения независимой оценки – в любом веломагазине, где есть сертифицированный механик. Страховая компания должна возместить стоимость экспертизы, стоимость ремонта (замены) велосипеда, а также стоимость вашего лечения, если в этом будет необходимость. 

Кстати

Нижний Новгород в ТОПе­ городов, популярных для поездок на велосипеде и велотуров по городским маршрутам. Рейтинг лучших городов России и СНГ для велосипедистов составил туристический портал ТурСтат. В десятку таких городов России и СНГ входят: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Казань, Екатеринбург, Калининград, Самара, Воронеж, Нижний Новгород и Сочи. А самой настоящей велостолицей России признан Альметьевск в Татарстане. Здесь только в первый год развития велодвижения было построено 50 км выделенных велодорожек. Каждый год рост доли велопоездок составляет 10%. 

Вам помогут

Если с вами или велосипедом что-то случилось, можно отправить sms-сообщение, в котором указать: местонахождение, причину, время, номер своего телефона и имя. При возможности вам перезвонят и подъедут.

Велопомощь (SMS):

(+7) 904 047 1569. 

Дежурная часть ГИБДД Н.Новгорода

тел. 250-52-52, 

тел. доверия 250-27-50. 

Дежурная часть ГИБДД Нижегородской области

тел. 246-44-33, 

тел. доверия 242-13-70 .

Травмопункты

Автозаводский район

Ленина проспект, 100, 

тел. 295-87-60. 

Канавинский район 

Советская, 23 / 

Литвинова, 2, 

тел. 246-22-79. 

Ленинский район 

Октябрьской Революции, 72, 

тел. 245-08-82, 

тел. 245-00-84. 

Московский район 

Страж Революции, 35,

тел. (831) 270-22-54. 

Нижегородский район 

Нестерова, 34а,

тел. 436-54-45. 

Приокский район 

Горная, 15, 

тел. 462-00-01. 

Советский район 

Бекетова, 8а,

тел. 412-39-09. 

Сормовский район

Павла Мочалова, 8,

тел. 225-60-95.


А для тех, кто забыл ознакомиться с ПДД для велосипедистов, сотрудники УГИБДД совместно с руководителями нижегородских велоклубов составили памятку.

Дорогой друг!

Помни, что сев за руль велосипеда, ты становишься водителем. Только в отличие от водителя автомобиля ты не защищен корпусом машины. Никто не позаботится о твоей безо­пасности лучше, чем ты сам, поэтому, выехав на проезжую часть, помни и соблюдай простые правила безопасного поведения на дороге. 

– Приобрети и установи на свой велосипед красный проблесковый фонарик вместо катафота. Включай его, когда катишься в сумерках или ночью. Также рекомендуется приобрести велошлем. 

– На дороге двигайся по правой половине проезжей части, ближе к обочине, попутно транспортному потоку. 

– Очень важно вести себя предсказуемо для всех участников дорожного движения. Не совершай резких маневров и перед поворотами, перестроением, остановкой, обязательно обозначай свои намерения жестами. 

· Остановившиеся транспортные средства объезжай слева, убедившись в безопасности этого маневра на расстоянии открытой двери от стоящего автомобиля, автобуса, грузовика. 

· При движении по дороге: 

– Всегда держись за руль хотя бы одной рукой; 

– Не перевози пассажиров на раме или багажнике своего велосипеда; 

– Старайся не совершать поворотов налево на дорогах с трамвайными путями посередине, а также на многополосных дорогах. 

· Будь особенно внимателен к пешеходам на переходах, в местах остановок общественного транспорта, во дворах. 

· Следуй предписаниям основных дорожных знаков – «уступи дорогу», «проезд без остановки запрещен», «направление движения по полосам». 

· Даже если ты прав по ПДД, но видишь, что водитель не признает твой приоритет – уступи. Велосипедист более уязвим при ДТП, чем водитель автомобиля. 

Помни, основные принципы движения по дороге – внимательность, уверенность, уважение! 

Что не рекомендуется делать при движении по городу: 

· Совершать резкие непредсказуемые маневры; 

· Ехать вдоль обочины по встречной полосе навстречу движущемуся транспорту; 

· Проезжать близко (на расстоянии открывающейся двери) мимо стоящих на обочине машин и вплотную к бордюру; 

· Оглядываться назад в плотном потоке; 

· Тормозить на мокрых элементах дорожной разметки; 

· Ехать вплотную за транспортными средствами, способными резко затормозить (легковые машины, фургоны, мотоциклы); 

– «Сливаться с асфальтом». Велосипедист как малогабаритный объект обязан быть заметен на дороге. Мигающий задний фонарик в темное время суток, яркая одежда, лучше со светоотражающими элементами или световозвращающей тканью; 

· Ездить без велошлема. Безусловно, он может понадобиться всего один раз в жизни, но если у вас на голове не будет шлема, этот раз может оказаться последним; 

· Проезжать перекресток на мигающий зеленый или желтый. Достаточно на дороге водителей, которые надеются проскочить в последний момент, и велосипедиста пропускать точно никто не будет; 

· Обгонять крупногабаритный транспорт справа, влетите в то, чего вы за фурой не видите – будь то выезжающий с поворота или припаркованный авто, соседская собака, люди или просто открытый люк; 

· Если вы видите автомобилиста, который ведет себя неадекватно, то даже не пытайтесь вести себя корректно и согласно ПДД. Максимально дистанцируйтесь от него, даже если это грозит потерей времени. Лучше всего аккуратно притормозить, пропустить его или просто подождать, когда этот автомобиль уедет.

Татьяна Чинякова. Фото Александра Воложанина.



Следите за нашими новостями в удобном формате