Зуб Любимова. Древнее искусство продолжает жить усилиями энтузиастов

Зуб Любимова. Древнее искусство продолжает жить усилиями энтузиастов

Три с половиной года назад, когда умер выдающийся нижегородский художник-монументалист Валентин Любимов, решался вопрос о сохранении его наследия. Нашли своих хранителей графические листы и картины, а старый пузатый чемодан со смальтой и инструментом взяла в свои руки художник Елена Мальцева. Тем самым в некотором смысле приняв творческую эстафету от старшего друга и коллеги…

Картины на века

Монументальное искусство – роскошь, которую может себе позволить только богатое государство. Примером тому – напольные мозаики Древнего Рима, витражи средневековой Европы и настенные мозаики СССР.

Сегодня редко закажет себе мозаичное панно просвещенный олигарх. А крупных произведений на социальные темы, расположенных в публичных местах, как это было принято в Стране Советов, не появляется. Потому что дорого и сложно, а госзаказа нет. Да и мастеров практически не осталось. А ведь еще не так давно, вплоть до падения уровня жизни в 90-х годах прошлого века, мозаика являлась ведущим художественным языком, на котором излагалась идеология страны.

Одна из самых знаменитых нижегородских мозаик находится в интерьере здания Московского вокзала. Ведущее участие в этом проекте принимал Валентин Любимов. Урожденный богородчанин, в 1955 году он с отличием окончил престижное Мухинское училище по специальности «художник монументально-декоративной живописи» и всю жизнь прожил в Горьком-Нижнем Новгороде, оставив ряд знаковых работ на стенах жилых домов и общественных зданий. Любимов был автором эскиза, исполнителем и руководителем творческой бригады исполнителей оформления мемориального комплекса у Вечного огня в Нижегородском кремле. В соавторстве с еще одним выдающимся художником-монументалистом Станиславом Лотониным он создал эскизы и исполнил грандиозную мозаику в главном зале здания Московского вокзала.

В одном из интервью Валентин Любимов рассказывал, как долго длилась работа. Как жарко было художникам, и, скрытые ширмой от шумных толп пассажиров, они трудились полураздетыми. Кстати, поначалу на эскизе были изображены рабочий с колхозницей и Волга со Стрелкой. Но когда уже полным ходом шел монтаж, поступило распоряжение сменить рисунок. Мозаику пришлось скалывать со стен и выкладывать по новой. Вся эта история продлилась с 1964 по 1971 год.

Но вернемся к любимовскому чемодану.

От уроков – к мастерской

С 2017 года в Нижегородском художественном музее при поддержке меценатов реаизуется проект «На языке искусства»: профессиональные художники занимаются творчеством с воспитанниками детских домов. В прошлом году этот проект вошел в тройку победителей Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов России.

В 2018 году Елена Мальцева предложила музею чуть расширить проект, введя в него обучение детей-сирот азам создания мозаики, а в качестве подшефной организации предложила сормовский Первый санаторный детский дом. Там начались занятия в группе из девяти ребят с ограниченными возможностями здоровья. Работали они, в том числе, с материалами и инструментами, которые не так давно держал в руках большой мастер Валентин Любимов.

Материалы для мозаики используются самые разные. В сормовском детском доме оперируют смальтой – непрозрачным цветным стеклом. Смальтовые заготовки для мозаики похожи на разноцветные керамические блинчики. Для того чтобы расколоть их на необходимые для работы кусочки, используется харди – специальная наковаленка остроконечной формы. Мозаичники чаще называют ее словом «зуб».

Так или иначе, все ребята научились ловко орудовать сим зубом. А еще – создавать эскизы, подбирать цвета, выстраивать композицию.

– В итоге каждый создал авторское мозаичное панно, – говорит Елена Мальцева. – Предполагалось, что они украсят холл актового зала детского дома. Поэтому проект получил название «Дом с мозаикой».

Выставка работ имела огромный успех. Потихоньку в детском доме стала обустраиваться настоящая художественная мастерская. Воспитанники с удовольствием вовлекаются в творческую орбиту.

И встал вопрос: «А что дальше?».

Как всё сложится?

– Было бы здорово организовать в Нижнем Новгороде мозаичную мастерскую. И взять туда детей-инвалидов. И взрослых, – говорит руководитель инклюзивных проектов, завотделом научно-просветительской работы НГХМ, искусствовед Елизавета Сурганова. – И художников, умеющих и желающих облагородить город художественным монументальным творчеством. И чтобы эта мастерская, серьезная часть которой уже работает на базе детского дома, принимала заказы от города. Часть детей –участников проекта может закончить жизнь в доме инвалидов… или может продолжить творить в такой мастерской. Я считаю, что некоторым ребятам из детского дома жизненно нужно дополнительное образование! Это их шанс достойно устроить свою жизнь в будущем. 

Монументальная живопись может жить только при поддержке власти. Необходим интерес, возможно, организации по благоустройству города, чтобы машина заработала. Если она заработает – у Нижнего Новгорода есть все шансы стать самым красивым городом в России.

Кстати

С тем чтобы приобщаться к великому культурному наследию, необходимо посещать музеи и смотреть подлинники. Осуществлять гражданское право на культурный и интеллектуальный досуг. Нижегородский художественный музей для людей с ограниченными возможностями, для колясочников пока малодоступен. Нет ни пандуса, ни лифта. Увы, это объяснимо: НГХМ располагается в здании, являющемся объектом культурного наследия, где буквально каждый гвоздь, вновь вбиваемый в стену, необходимо согласовывать долго и непросто. Неужели решения нет?

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате