Нижний Новгород стал по праву столицей уличного искусства

Нижний Новгород стал по праву столицей уличного искусства

На три дня Нижний Новгород превратился в столицу отечественного стрит-арта – с 21 по 23 августа в нашем городе проходил фестиваль «Место», в котором приняли участие 30 уличных художников. Чем он запомнился, почему так важен и о чем говорят их рисунки?

Вопреки бытующему мнению, что современное искусство непонятно массовому зрителю и для его расшифровки требуются специальные знания, авторы фестиваля «Место» доказывают обратное: художники, творящие сейчас, говорят с нами на одном языке и зачастую в большей степени ясны, чем классики прошлого. Только их творчество ведет со зрителем диалог не в больших галереях и музейных пространствах, а на улице – месте наиболее подходящем для общения представителей всех поколений. Можно не принимать это актуальное направление, обобщая, отказывать ему в звании искусства, но нельзя отрицать очевидное – стрит-арт стал частью нашей жизни.

Сейчас никого не удивить экскурсиями, проводимыми по работам уличных творцов, да и сам Нижний Новгород негласно зовется центром стрит-арта страны. Во многом это заслуга организатора фестиваля, художника и подвижника этого направления искусства – Никиты Кузнецова, более известного под ником Nomerz. Начав с нелегальных рисунков на старых стенах, он смог объединить единомышленников в коллективное движение. И к настоящему времени «Место» стало самым крупным фестивалем России.

Подготовка к нему велась весь год: от отбора присланных макетов будущих работ до согласования с жителями и властями на заключительном этапе. Запланированное в этом году участие иностранных художников, по понятным причинам, не случилось, однако и представительство отечественных авторов было впечатляющим. Были и те, кто работает на нижегородских улицах не первый год, но также и новички. Вопреки традиции прошлых лет, территорией, где сосредоточилось большинство работ, стал Канавинский район. К примеру, за Нижегородской ярмаркой, в переулке Портовом разместился монументальный мурал Кирилла Ведерникова (Вязники), символизирующий связь современности с прошлым и Востока с Западом. Прогуливаясь по точкам на карте фестиваля, можно увидеть, как эволюционировали авторы, меняя стили и темы. Часть рисунков умирают вместе с домами, на которых они были нарисованы, а порой их закрашивают или зарисовывают. Такой оказалась судьба работы самого Никиты Кузнецова – «Режим повышенной готовности», появившейся в период карантина и сразу же исчезнувшей. А в существование мурала на фронтоне дома по улице Алексеевской в 2018 году вмешались силы природы – плохо закрепленные доски снес ураган. В этом случае продлить их жизнь помогает снятое видео, демонстрировавшееся на трехдневной выставке в «Галерее, 9Б».

Организаторы позаботились и о просветительской части фестиваля. Можно было свободно посетить лекции и встретиться с художниками, наблюдать за граффити-баттлом, и даже самому попробовать что-то нарисовать, присоединившись к арт-протесту против безликости городских кварталов.

Стать уличным художником, по мнению участника фестиваля Ивана Ягоды, может каждый, у кого есть воображение, но и учиться основам классического рисунка тоже нужно. В его родном Новосибирске, где он проводит аналогичный стрит-арт-фестиваль, все объекты сосредоточены в нескольких местах, а не как у нас – по всему городу. Основную свою задачу он видит в том, чтобы познакомить горожан с разнообразными видами нового искусства.

Фестиваль завершился, гости разъехались, но на память нижегородцам останется их творчество, украсившее собой прежде скучные стены. По итогам мероприятия будет выпущен каталог с фотографиями работ участников, а также фильм, который расскажет о процессе создания произведений и событиях, наполнивших радостью созидания эти прекрасные дни. 6+

Дарья Новая.