В душе Иван Пилявский, конечно, Пушкин, но мечтает сыграть Остапа

В душе Иван Пилявский, конечно, Пушкин, но мечтает сыграть Остапа

- Сейчас приедет лейб-медик императора Николай Федорович Арендт. Осмотрит рану… Да что на нее смотреть? Ведь я-то знаю, что это - всё. Вот если бы у лейб-медика были антибиотики… -  речь становится прерывистой, он тяжело дышит, похоже, выстрел Дантеса оказался смертельным…
Но что это? Главный герой пьесы Михаил Питунин на глазах у зрителей превращается в камер-юнкера Пушкина! Те же бакенбарды, та же ямочка на подбородке и те же глаза - карие, горячие, как уголь, и выступившая на лбу испарина… Боже, он умирает!
Потом будут говорить: актер ТЮЗа Иван Пилявский в пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина», поставленной Еленой Наравцевич, играет поэта гениально. А сам Иван, оказавшись наедине с собой, вдруг ощутит, что это не он проникает в Пушкина, а Пушкин в него, что он чувствует, как в нем порой закипает горячая африканская кровь, как он задиристо сжимает кулаки в пустячном споре, с каким умилением опять смотрит на свою Натали… То бишь, Дашу. Которая вот уже два года носит его фамилию.

Ивушка

Он вырос на моих глазах. Обычный мальчик, чуть меньше по росту своих сверстников, только, в отличие от них, всегда проникновенно вежлив. Он и сейчас, когда говорит: «Здравствуйте», не просто бросает затертое слово - кажется, вот-вот возденет руки к солнцу: здрав-ствуй-те, люди, будьте счастливы! Всему светлому, что возрастало в его душе, он обязан маме, Валентине Константиновне. Удивительная была женщина. Вместе с мужем с трудом поднимая троих детей в непростые для страны времена, она была светочем  нашего двора, этакой наивно-трогательной Коломбиной. По крайней мере, всегда живая, веселая и удивительно к каждому из нас, соседей, приветливая. Ванечка был самым младшим ее ребенком, и, теперь это уже понятно всем, самым любимым.

Валентина Константиновна умерла в 52 года, после тяжелой и продолжительной болезни, как принято писать в некрологах. И с тех пор в глазах ее Ванечки навсегда поселилась глубокая печаль. А может, мне это только кажется? Однако я теперь обречена, наблюдая, как он взрослеет, мужает и становится известным актером, всякий раз, отмечая его успех, ловить себя на мысли: ах, как жаль его мама не видит этого!

- Ваня, а как тебя мама называла?

- Ивушка…

Наверное, это она привела его в театр. Конечно, не в буквальном смысле. Будучи рядовым инженером, в театре как таковом сама бывала крайне редко: все свое время, все свои силы, средства, чувства она жертвенно  тратила на детей. Учила их жить красиво и вдохновенно. Если бы эта восторженная женщина родилась в средневековом замке и носила кринолин, если бы не нужда ежедневно думать о хлебе насущном, она непременно писала бы стихи, сидя у камина. Или рисовала пейзажи... У Ивана в детстве были и бассейн, и фигурное катание, и всевозможные творческие кружки. С семи лет он занимался русскими народными танцами в студии при Дворце культуры имени Чкалова, и много лет ходил на занятия мимо здания театрального училища, даже не подозревая, что этот трехэтажный дом на Варварке станет его альма-матер. После училища он еще окончит актерский факультет ГИТИСа, а потом и режиссерский факультет Ярославского театрального института…

Когда мы в позапрошлом году всем подъездом отправились в кинотеатр «Рекорд» смотреть полнометражный художественный фильм «Студия Нижний» с Иваном Пилявским в главной роли, и там горделиво посматривали на сидящих в кинозале зрителей, ощущая некую причастность к происходящему, я опять успела подумать: как жаль, что Валентина Константиновна не дожила до этого дня!

Пер Гюнт

За первый спектакль, это был «Пер Гюнт» по пьесе Генрика Ибсена, который поставил режиссер Иван Пилявский, он получил на ежегодном фестивале «Премьера сезона» первую премию в номинации «Удача сезона». И всю ее потратил на образование: было бы странно просить денег у отца. Владимир Иванович, конечно же, готов отдать детям последнее. Но Иван - очень серьезный и ответственный, считает, что мужчина должен сам решать свои проблемы...

К тому времени он уже преподавал в родном театральном училище сценическое движение, у него появились собственные ученики и среди них тоненькая светловолосая Даша Лапшина… Эти двое про себя все поняли сразу, но связь между учителем и ученицей - табу, и, пока Даша не получила диплом, ходили в училище по разным улицам.

...Когда наступает Новый год, он надевает костюм Деда Мороза, с любовью сшитый еще Валентиной Константиновной. «Елки» он любит. За кураж, за свободу импровизации, за восторженные глаза ребятишек, которые норовят потрогать бороду… В театре на сцене все по-другому. Там не конкретные люди, а в целом Его Величество зритель. И целый зал переживает одни и те же чувства, каждый по-разному, но если это смех - все смеются, если жалость - жалеют все…

Может, эта извечная  печаль  в глазах сказалась - почему-то он часто играет собак: Пса в «Бременских музыкантах», Шарикова в «Собачьем сердце», дворнягу в тюзовском спектакле «PRO собак»… Но вообще ролей было не так уж много. Иван считает, что все еще впереди. Отчаянно мечтает сыграть Остапа. Наверное, чувствует в себе нереализованный авантюризм. Ведь он уже не такой, как в двадцать лет, когда с друзьями мог забраться на крышу Оперного театра, чтобы распить там бутылку шампанского...

- А в кино понравилось сниматься?

- Не верю в искренность тех, кто говорит, что не любит сниматься. Это интересно и денежно...

«Я не отрываюсь от земли...»

Актеры - народ воздушный, романтический, не живут - летают в полуметре от земли. Но это не про Ивана.

- Зарплата у актера, сами знаете, не ах, тем более теперь, когда театры простаивают. Приходится пахать на пяти работах...

Кроме основной работы в ТЮЗе, актер Пилявский играет в частном театре, является официальным голосом нижегородской хоккейной команды «Торпедо», много снимается в телевизионной рекламе. Помните часто повторяющийся ролик «Автомола»? Правда, Ваня там почти неузнаваем в гриме. Зато в социальной рекламе или в рекламе «Лизинг - 

Газпром» он такой же, как и тот, с кем столкнулась сегодня лицом к лицу, выходя из лифта…

Он один за другим развенчивает все обывательские мифы об актерской профессии:

- Когда я играю чью-то роль, то понимаю, что это всего лишь роль, просто у меня такая работа, - он настолько искренен, что я за него боюсь. - Я не отрываюсь от земли, мне надо зарабатывать, содержать семью…

Семья у него пока небольшая - кроме них с Дашей, в квартире живут два кота, которых Иван в разное время подобрал на улице. Буквально на днях четырехлапая компания пополнилась породистым папийоном. Порода редкая, пришлось ему ехать за щенком в Москву.

- Но Дарьяше захотелось именно такую собачку…

И столько несказанной нежности было в этой простецкой фразе, а ведь они знакомы уже десять лет. «Дарьяша» его портрет нарисовала тремя словами:

- Он надежный, любящий, и он, - она замялась. - И он лидер.

Читайте, мужики! Вот за что мы вас любим

Не отрываясь от земли, он все равно не похож на многих своих современников. Ну скажите, кто из молодых людей сегодня, в век гаджетов, с таким упорством, до фанатизма собирает книги для своей библиотеки?

- А вы знаете, в ломбарде на Бекетовке можно по сходной цене купить Пастернака и Цветаеву! - глаза загораются, книги - его страсть.

- А что в тебе еще есть пушкинского?

- Я злой и вредный…

Кажется, он не шутит. Но, было дело, с вышестоящим руководством в ущерб себе однажды схлестнулся всерьез. И надолго остался без ролей.

- Не люблю несправедливость…

Возраст Христа

Сегодня Ивану тридцать три. Пушкину оставалось четыре года до трагической дуэли на Черной речке. Его сценический персонаж часто думает о том, как Александр Сергеевич мог избежать дуэли. К примеру, если бы голландский посол Геккерн проезжал другой дорогой? Если бы старый барон не взял Дантеса с собой в Петербург? Если бы не усыновил и не даровал ему титул? Если бы император не назначил этого выскочку в гвардию?

Как хорошо, что дуэли нынче отменили! А иногда Иван думает, как жаль, что их отменили… Снова сжимает кулаки и почти физически ощущает, как горячая кровь обжигает ему виски. Подлецу он бросал бы перчатку...  Просто правильные родители нарисовали ему совсем другую картину мира, и когда любимый мамин сын сталкивается с реальностью, то готов взорваться. Однако ныне у его ног разверзся белый свет, а это значит,  еще многое надо успеть. И многого хочется. Между прочим, список актера и режиссера Пилявского  открывает мечта побывать на родине Шекспира:

- Вот бы своими глазами все увидеть…

- Тебя не смущает, что ты актер провинциального театра, а не столичного МХАТа, например?

Каким-то необыкновенным образом, без парика и грима, мой визави становится в эту минуту старше своих лет. И кажется, это не электрический свет бликует, а ранняя седина выстреливает из шапки волос. Он не по возрасту мудр. Как будто ему опять в это мгновение показалось, что мама наблюдает за ним с небес. И невидимой ей он согласно кивает:

- Я точно знаю, что я здесь нужен...

Татьяна Чинякова. Фото автора.