Выставка «Осенний вернисаж» - самый масштабный Приволжский художественный проект - в 28-й раз открылась в Нижегородском государственном выставочном комплексе.
Как принято сейчас говорить обо всех культурных мероприятиях, главная особенность «Осеннего вернисажа» 2020 года заключается в том, что он жив, продолжает развиваться и по-прежнему радует поклонников традиционного искусства новыми произведениями известных и начинающих живописцев. Его несомненное достоинство - в разнообразии приемов, техник, сюжетов и объектов. Здесь из более 370 работ 160 художников Нижегородской области каждый зритель найдет что-то близкое, созвучное своему настроению. Но чаще всего сам посетитель, попав в эту просторную галерею, старается перенастроить внутренние часы с суматошного бега на спокойное созерцание.
«Осенний вернисаж» по традиции не имеет какой-то общей темы или единого правила, по которому ежегодно худсовет отбирает предложенные работы в экспозицию. Главный критерий - талант, а не звания или возраст. Именно поэтому в одном пространстве тут соседствуют картины именитых и пока неизвестных молодых творцов. Не случайно искусствовед Ирина Маршева сравнила эту выставку с лестницей:
- Кто-то делает первый шаг, кто-то близится к вершине. И это всегда движение вверх. В этом заключается одна из уникальных особенностей проекта, который уже оказался столь продолжительным и ресурсным. Нижний Новгород является единственным городом в России, в котором проходит это поступательное, массовое, развивающееся движение в изобразительном искусстве, - говорит она.
Этот проект за многие годы сформировал круг постоянных поклонников, которые приходят сюда специально, порой только раз в год, словно на праздник сбора урожая, чтобы оценить творчество любимых художников (или коллег) критическим взглядом. Впрочем, есть в экспозиции и давние работы, и совсем еще «теплые», созданные в нынешнем году. После миновавшего режима самоизоляции у многих авторов и зрителей обострилось чувство восприятия прекрасного - теперь мы намного больше ценим то, что имеем, иначе ощущается та же возможность путешествовать.
На выставке, словно в машине времени, можно легко потеряться во временах года и нескольких веках нашей истории. В некоторых произведениях этот эффект проявляется из-за большого числа традиционных тем и сюжетов (деревенские дома, реки и леса, классические натюрморты, портреты родных и друзей). А в других авторы соперничают с ретро-фотографиями, стараясь детально и стильно воссоздать прошлое. Здесь немало места отведено узнаваемым нижегородским промыслам: хохломской, городецкой, полхов-майданской росписям, золотной вышивке и ткачеству, и в то же время рядом с ними органично расположились авангардные работы керамистов.
Без темы коронавируса и здесь не обойтись! Повторяющийся вид из окна - триптих Михаила Дуцева, с придвинутым вплотную к подоконнику столом, сюжетно однообразен, но вместе с тем меняется, в зависимости от времени суток. В вечернем варианте автор запечатлел в отражении стекла свой автопортрет. Или же картина «Такое время» Анны Арефьевой, где очень важны детали: будь то пакет гречки, соли и рулон туалетной бумаги, календарь с апрельской датой и патруль на пустынных улицах - все это, вызывая грустную усмешку, напоминает всем нам о недавнем периоде заточения в стенах домов. В скульптурной композиции Татьяны Холуевой «В самоизоляции. Ковид-19» утрированно большие головы мужчины и женщины смотрят друг на друга, как влюбленные, но стянуты они единым обручем, словно наручниками, а их мысли (озвученные надписями с обратной стороны), вовсе не равнозначны. То, как они творчески переосмыслили время вынужденного одиночества, может претендовать на негласные символы этого непростого года.
При всем многообразии есть у «Осеннего вернисажа» единое мироощущение и послевкусие - все представленные работы наполнены внутренним светом и любовью к жизни.
Увидеть этот уникальный проект нижегородцы могут до 4 октября. Справки по телефонам: 8 (831) 439-09-71, 8 (831) 419-62-66. (12+)
Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.