«День отдыха» – лечебно-оздоровительный переполох в двух действиях»

«День отдыха» – лечебно-оздоровительный переполох в двух действиях»

«День отдыха» – лечебно-оздоровительный переполох в двух действиях». Так позиционируют премьерный спектакль ТЮЗа его создатели. Повеселить уставших от трудного периода в жизни страны людей, отвлечь от забот постарались режиссер, заслуженная артистка России Елена Фирстова (Наравцевич), художник Ольга Лагеда и артисты, занятые в спектакле.

Тюзянам, несомненно, удалось отвлечь от действительности своих зрителей. Мало того, что в пьесе Валентина Катаева описаны совершенно невероятные коллизии, происходящие в доме отдыха «Сыроежки». Но и время действия – послевоенное строительство – выбрано не вполне знакомое зрителю. Расчет постановщиков, как видно, на то, что молодежь – а это основной зритель театра – с интересом посмотрит, как отдыхали и весело лечились их бабушки. Влюбляясь, ревнуя, переживая. Старшее поколение припомнит кинокомедию «Безумный день», с участием великих Игоря Ильинского, Серафимы Бирман, Сергея Мартинсона, Ростислава Плятта, которую более полувека назад крутили в каждом клубе. А медицинская тематика, тем не менее, все еще вполне актуальна.

Действие стремительно разворачивается, перемежаясь с забавными оздоровительными процедурами. Агенту по снабжению Зайцеву (Владимир Берегов) не удается поставить визу на документе у махрового бюрократа Миусова (Алексей Филиппов), а тот всеми силами скрывается от него, заподозрив в «толкаче» ревнивца-мужа своей знакомой. Скоро открытие яслей, и дети получат мебель, выкрашенную в «жабий» цвет, и чтобы этого не случилось, надо получить белую краску. Ситуацию можно исправить, проникнув внутрь и присоединившись к отдыхающим. В «Сыроежках» строгие правила – посторонним нельзя беспокоить отдыхающих. Герой, которого искрометно играют главные комики театра (в другом составе заслуженный артист Александр Барковский), выдает себя за мужа знатной колхозницы Клавы Игнатюк, не предполагая, что она договорилась с молодым супругом-моряком встретиться именно здесь.

В итоге под подозрение в адюльтере подпадают и уморительно смешные трактористка Клава (Анастасия Волох), и ее приехавший героический муж (Александр Котов), и сам снабженец с нагрянувшей женой (Юлия Соколова), а заодно и молодящаяся красавица-вамп, которую блистательно воплотила заслуженная артистка Ирина Долганова, известная зрителям по кинофильму «А зори здесь тихие».

Актерский состав таков, что каждый выход превращается в мини-бенефис. Узнаваемы и типичны, как все чиновницы и их помощники, в ролях директора артистка Ираида Троицкая, швейцара – Олег Фаттахов. Похож на книжного жука, изьясняющийся на латыни, в роли профессора Дудкина заслуженный артист Анатолий Чухнов, пугает забавной дьявольщинкой доктор – заслуженный артист Александр Айрапетов и друге обитатели санатория.

Не только пестрые костюмы, смахивающие на одежду цирковых эксцентриков, придают действию дух веселой клоунады, но и вся манера изложения материала. Как и принято в комедии положений, ничто не стоит на месте, все вертится и крутится на сцене, где можно только бежать или танцевать, охлаждая пыл в «жемчужных ваннах», проскакивая сквозь электрофорез и другие лечебные процедуры.

– Мне навеял желание познакомиться с этой пьесой замечательный критик Павел Руднев. Я прочла пьесу и поняла, что сегодня для нашего театра и зрителя она была бы в самый раз, – пояснила нам режиссер Елена Фирстова. – Здесь много ролей для возрастных актеров, и мне хотелось, чтобы они почувствовали себя востребованными, смогли наконец заняться творчеством, которому мешает пандемия коронавируса. Нужно, чтобы у людей была возможность с легким сердцем порадоваться и посмеяться.

Вера Чеботарева. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате