Олег Шакирский: Удивляться – каждый день!

Олег Шакирский: Удивляться – каждый день!

Осень – время, когда журналисты, интригующе прищурившись, чуть ли не ежедневно пишут: в театре таком-то открылся сезон… Но в этом году мы, нижегородцы, так пока не пишем. Увы.

А о сезоне пишем следующее: на днях завершился марафон «Дворовников у Шакирского». Это сто двадцать с лишним концертов в ежедневном режиме, и каждый – успешный, с хорошими артистами и публикой, а публика – с впечатлениями, сушками и чаем.

Наш собеседник – Олег Шакирский.

Приходите на живое

– Олег Ильич, как прошел сезон в этом необычном году?

– Практически без остановок со второй половины мая и практически до середины октября, несмотря на мои попытки завершить его раньше. Такого сезона во Дворике еще не было!

– Замечено: когда Олег Шакирский приходит в какое-либо арт-пространство, там начинает кипеть бурная музыкальная и общекультурная жизнь. Что причиной? Внутренняя неуспокоенность, желание вести людей к чему-то лучшему?

– Ох. Я сам себе пытаюсь ответить на этот вопрос, и ничего не получается. То есть семнадцать лет назад, со времени моего арт-директорства в «Паутине» я знал ответ. Музыкальная жизнь в то время была настолько скудна, что для того чтобы послушать концерт, его приходилось организовывать самому. И начинал я с организации концертов для себя любимого, для своих друзей и друзей музыкантов. Но потом это закрутилось как-то невообразимо, вышло на совершенно другие обороты, и я открыл огромное количество новых миров, которых не существует в видимом для большинства поле. На этом этапе началось немножко миссионерство, отчасти вынужденное. С другой стороны, социальные проекты всегда были мне близки еще со времен работы на телевидении, когда я, сам не собираясь этого делать, занялся социальной рекламой, и это вылилось в международный фестиваль социальной рекламы в Нижнем Новгороде, в Студию Современной Социальной Рекламы и прочие безумства. Раньше я организовывал коммерческие события, объясняя для себя все эти жуткие организационные усилия зарабатыванием денег. Но все эти иван-чайники, рекордники, дворовники – все это не имеет к коммерции совершенно никакого отношения…

– …особенно если учитывать ваши собственные комментарии в анонсах к концертам: «Не можете заплатить – приходите бесплатно».

– Ну да. И если удается выйти в ноль – уже слава Богу.

– В итоге что получается: тяжелая ноша или источник вдохновения?

– Понимаете ли, и то и другое. С утра я садился за компьютер, писал тексты, вел переговоры, а потом смотрел на часы и понимал, елки-палки, что пора бежать открывать Дворик, потому что сейчас придут музыканты. И так каждый день с мая по октябрь. И, знаете, это немного перебор. Потому-то, когда друзья, музыканты говорят: да что ты сезон закрываешь, еще тепло, сухо, бабье лето – я перебиваю их и твердо говорю: «Хватит».

Праздник каждый день

– С весны и по сей день в Нижнем Новгороде не работают ни театры, ни концертные залы. «Дворовники у Шакирского» оказались практически единственной концертной и отчасти театральной альтернативой, функционировавшей «вживую». Как вы это расцениваете?

– Прежде всего, я никак не связываю бурную деятельность этого сезона с отсутствием у других точек возможности функционировать в штатном режиме. Затем я ведь вообще уезжал в Москву, на проект, и не планировал возвращаться, но так сложилось, что пришлось вернуться. А раз уж вернулся и особых планов деятельности не было, возобновились дворовники. Планировалось, что происходить это будет в лайтовом режиме по три-четыре события в неделю, как и в предыдущие сезоны. Но очень скоро на меня посыпалась лавина предложений и мольбы. Я сначала вяло посопротивлялся для приличия, а потом начал ставить все это ежедневно. И я рад, что многие приходили во Дворик подышать свежим воздухом культуры.

– Общаясь с музыкантами, ощутили ли вы, что в период вынужденного простоя они искренне скучают по своей работе, по зрителям, по живому энергообмену?

– Конечно. Конечно! Многие выступали во дворике живьем впервые за достаточно долгий период, и надо было видеть, как они наслаждались, купались в атмосфере, в зрителях. Никакое онлайн и стримы этого ощущения, конечно, не дают. Если помните, в начале самоизоляции все возрадовались: сейчас мы всех артистов сможем посмотреть в интернете. Ну посмотрели. Первые недели. И стало неинтересно, потому что это совсем не то. Уж тогда лучше взять и посмотреть нормальную, качественную концертную запись артиста, а не фейсбучно-вконтактный жанр.

Многие подходят, говорят: нам удалось более-менее комфортно пережить этот период только благодаря дворовникам. И я их понимаю: многим «живой» культуры не хватает органически.

Провала не будет

– Сделали ли вы для себя открытия в этом сезоне?

– Последние семнадцать лет я только и делаю, что совершаю для себя открытия и получаю откровения. Это уже норма: чуть ли не каждый день говорить себе: вот это да! Как же я раньше этого не знал, ведь это невероятно прекрасно! Открытия были. Площадка уже довольно известная в масштабах страны, поступают предложения выступить из самых разных городов. Было много интереснейших, чудесных премьер.

– Отбор, контроль на входе осуществлялся?

– Предварительное отсматривание-отслушивание обязательно, потому что держать марку, определенную планку необходимо. То есть может быть, что зрителям что-то не понравится. Но по причине того, что это не в их вкусе, а не по причине низкого уровня. Мне самому не все «нравится», но если я вижу, что артист и его работа достойны показа – я, конечно же, это показываю. Считаю, что за весь сезон у меня была только одна ошибка: я купился на просьбу и рекомендации друга, которому доверяю. Это было ужасно. Но только однажды. Бывает!

– Наверное, планируете за зиму отдышаться и продолжать?

– И продолжать. Достаточно высока вероятность – по крайней мере, я на это надеюсь – что зимой мы заберемся в цоколь. Для тех, кто не в курсе – это собственно цокольный этаж здания, во дворе которого проходят дворовники. Дом, на минуточку, выстроен в 1869 году. Но в цоколе необходимо провести капитальный ремонт: специалисты обнаружили внутри конструкции сгнившие балки и полуразвалившуюся опорную стенку. Дело тут уже не в арт-пространстве, а в том, что наверху живут люди, и жилье просто провалится. Сейчас, при помощи небезразличных людей, удалось эту тему сдвинуть, и совсем скоро должны начаться работы по замене аварийных балок, а сам дом в очереди на капремонт перенесен с 2034 года – тут, думаю, должны быть восклицательные знаки – на 2021. Благодаря этому дом удастся сохранить, а текущая предаварийная ситуация будет разрешена.

Словом, мы переберемся в цоколь и быстренько приведем его в порядок. В том, что это произойдет быстро, я не сомневаюсь нисколько. В январе позапрошлого года, когда я объявил, что взял в аренду данное помещение с целью оборудовать там арт-пространство, ожидалось, что откликнутся поволонтерить десять – двадцать человек. Но откликнулись сотни! Люди разбирали завалы, работали с вдохновением, предлагали всяческую иную помощь, и это, конечно, обнадеживает.

Справка НН

Культуртрегер, журналист, режиссер, общественный деятель Олег Ильич Шакирский родился 16 мая 1969 года в городе Горьком. Окончил первую гимназию, истфил ННГУ им. Лобачевского.

Основатель и президент некоммерческой организации С.С.С.Р. – Студии Современной Социальной Рекламы, основатель и директор креативного агентства «Хорошие идеи».

Автор и режиссер разнообразных телевизионных проектов (документальные фильмы, авторские программы, сериалы), первый креативный директор в Нижнем Новгороде (т/к ННТВ), создатель арт-пространств «Паутина», «Иванъ-Чайная», «Дворовник», экс-худрук ЦК «Рекорд».

Десять лет эксклюзивно сотрудничал с нижегородской государственной академической филармонией им. Ростроповича по всему спектру рекламной и представительской деятельности: от креатива и дизайна до полиграфической, сувенирной, аудио-визуальной продукции и сопровождения Сахаровских фестивалей.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.


Следите за нашими новостями в удобном формате