Вузы должны помогать успешной карьере и переобучать кадры

Вузы должны помогать успешной карьере и переобучать кадры

В странах Европы на сегодняшний день учатся от 25 до 42 процентов взрослого населения. Чемпионом в данном направлении является Швеция, там данный показатель составляет 63 процента. В России обучается всего 20 процентов взрослых, и это тревожная ситуация для нашей экономики, считают эксперты. Изменить ее без участия университетов невозможно, – убежден ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Получить образование сегодня на всю жизнь невозможно. Тем более что в условиях пандемии коронавируса людям приходится менять работу. Перепрофилирование кадров – это еще одна важная и актуальная задача сегодня, в решение которой также нужно включиться высшей школе. 

Новая миссия университетов 

По словам Ярослава Ивановича, несмотря на большой рост коммерческих предложений, связанных с получением современных квалификаций и прохождением краткосрочных курсов, только университеты могут предложить бесплатные программы обучения для населения, а также просветительские интенсивы для самообразования и расширения кругозора. В Европе от одной трети до половины подобных учебных курсов бесплатные. В этом отношении у российских университетов огромное преимущество. Им не надо бояться миссии просветительства.  

– Важно понимать, что для вуза это не благотворительность, а инвестиция в свою репутацию. Ведь продавать образовательные программы на рынке и бороться за студента университет может только через репутацию, – заявляет ректор Высшей школы экономики.         

Как утверждал на состоявшемся в Нижнем Новгороде форуме «Университеты-2030: наука – компетенции – молодежь» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, миссией университета является образование не только молодежи, которая закончила школу, но и взрослого населения. Российские университеты, также как и вузы во всем мире, должны двигаться в сторону экономически активного населения и помогать решать задачи, которые стоят перед рынком труда и страной в целом. Следовательно, вузам стоит обратить более пристальное внимание на  дополнительное образование,  и это колоссальный рынок! Между тем вузы фиксируют доходы в этом секторе в размере всего от 1 до 10-15 процентов максимум. Лучшие мировые университеты не просто обучают, заполучив своего слушателя, они его «не отпускают», а продолжают «заманивать» на новые  и новые образовательные курсы. Образование взрослых должно стать не менее важным направлением, чем обучение студентов и магистрантов. 

Для этого, по мнению министра РФ, вузам нужны специалисты, которые будут заниматься в вузах продвижением дополнительного образования. Они должны знать и чувствовать рынок и предлагать такие программы, за которые люди были бы готовы внести определенные деньги. Брать пример стоит с частных компаний, которые в этом успешны без особой поддержки со стороны государства. 

Мотивации не занимать

Россияне сегодня платят деньги за обучение через интернет, однако университеты не имеют к этому никакого отношения. Работать на рынке дополнительного образования вузу гораздо сложнее, чем со студентами, так как нужно предлагать такой продукт, который мог бы помочь безработному, человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации вновь найти себя на рынке труда.

– Но, с другой стороны, кому же как не университетам заниматься дополнительным образованием! – считает президент РАН Александр Сергеев.  

– Университеты – это мультидисциплинарные площадки. Кроме того, именно вузы в регионах лучше других ориентируются в потребностях регионов в том, какие кадры нужны. В вопросах дополнительного образования должна быть конкуренция особенно в сфере онлайн-образования, потому как  университет  может быстрее переориентироваться и представить новый актуальный онлайн-курс. Также важно помнить о том, что дополнительное профессиональное образование должно быть очень мобильным. Нужно добиться того, чтобы люди, которые ощутили необходимость поменять профессию, приходили в университеты. Преподаватели, случается, сетуют, что многим студентам не хватает мотивации. В дополнительном образовании мотивация налицо стопроцентная. Задача слушателя «вытрясти» из преподавателя максимум практических знаний, которые ему помогут стать востребованным на рынке труда, – делится своим видением данной проблемы Александр Сергеев.

Образование для взрослых – это необязательно обучение неудачников – это обучение и на позитивном тренде тех, кто успешно развивается или хочет углубить свою карьеру, наконец, это люди, которым просто интересны какие-то области знания. 

Сегодня, когда россияне вынужденно оказались на самоизоляции, стало очень востребовано самообразование. Они с удовольствием слушают лекции на интересующие их темы по философии, психологии, искусству, медицине, учат иностранные языки. Университеты должны развивать себя как центры социальной и культурной жизни своих городов. Это значит, приглашать в свои стены всех желающих, независимо от того, сдали они или нет вступительные экзамены. 

Новые возможности

Как отметил губернатор  Глеб Никитин, потребности в повышении квалификации в Нижегородской области огромные. Это связано с влиянием пандемии на рынок труда и  ростом потребности в овладении узкими компетенциями, в частности, цифровыми. 

В нашем регионе эти задачи помогает решать федеральный проект «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование». Он призван решить задачу создания условий для непрерывного образования граждан, повышения квалификации и обучения новым навыкам. 

Как рассказал Глеб Сергеевич, флагманами данного проекта стали три нижегородских вуза – ННГУ имени Лобачевского, НГЛУ имени Добролюбова и НГТУ имени Р.Е. Алексеева. А в 2019 году они выиграли гранты на обучение граждан по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) на сумму свыше 28 миллионов рублей. Около 30 тысяч человек уже прошли обучение, что говорит  об огромном спросе на эти учебные программы. 

– Проект «Новые возможности для каждого» позволил перезагрузить институт программ повышения квалификации во многих университетах. А результаты его реализации продемонстрировали очень высокий спрос на программы в области ИТ, финансовой и юридической грамотности, программы психологического профиля. Собственно, проект еще раз подтвердил, что одного образования на всю жизнь сегодня мало. Требуется постоянное обновление знаний, зачастую – и получение новых профессий, – отметил Глеб Никитин.

В кооперации с бизнесом

Еще один вопрос, который стоит перед высшей школой, связан с тем, как готовить специалистов для бизнеса. Сегодня уже существуют курсы подготовки крупных корпораций, которые позволяют находить работу, не имея университетских дипломов. Для работодателя в этом случае достаточно иметь сертификаты, которые они сами и выдают сотрудникам по окончании коротких программ. Такие претенденты уже есть сегодня в сфере IT. Представители крупных корпораций констатируют, что, не диплом является гарантий того, что человек владеет нужными знаниями и умениями.  

–  Из года в год мы испытываем потребность в людях, которые должны включаться в новые амбициозные проекты и участвовать в высокотехнологичном производстве. Эти специалисты должны обладать актуальными знаниями и навыками. Нам нужно быстрое взаимодействие с вузами, так как специалист необходим сейчас,  а не через год, не через полтора.  Корпорация «Ростех», как источник достоверного опыта и понимания того, что требуется в настоящий момент, готова помогать в обучении специалистов. Это прекрасно, когда много времени уделяется теории, но нужно учить практике.  В связи с этим интеграция вузов и бизнеса очень важна, – отметила директор по обучению и развитию «Академия Ростех» Ольга Балашова.

По словам старшего вице -президента ВЭБ.РФ Михаила Алашкевича, вузы пытаются взаимодействовать с бизнесом через  профстандарт. Но это очень долгий путь. Он начинается с разработки актуальной программы подготовки, но пока она доходит до конкретного преподавателя и студента, то претерпевает изменения и часто уже не соответствует тем требованиям, которые предъявляет бизнес-сообщество. В связи с этим необходимо реализовывать гибкие, модульные, краткосрочные  программы обучения. 

– Бизнесу сегодня  требуются компетенции, связанные со свободным владением предметом в отрасли, в которой человек работает, умение структурировать информацию и работать с ней, а также хорошее владение иностранным языком.  Все это сегодня студенты, к сожалению,  не получают в вузе в полной мере, необходимые знания приходится добирать на рабочем месте или во время онлайн-обучение. Университетам нужно встроиться в эту систему и активно участвовать в ней, – убежден Михаил Алашкевич. 

Кстати

Примером одного из успешных вузов на коммерческом рынке дополнительного образования для взрослых является Высшая школа экономики, которая в 2019 году  заработала на этом 1 млрд 200 миллионов рублей. 

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.