Рассказываем об особенностях управления автомобилем в зимний период. Осторожность превыше всего

Рассказываем об особенностях управления автомобилем в зимний период. Осторожность превыше всего

Зима, как известно, самое коварное время для автомобилистов: снежные заносы, гололед, оттепели, слякоть, морозы. Это не лучшие спутники даже для опытных водителей.  Что уж говорить о новичках!  Но если выхода нет и отправляться в дорогу придется, помните: езда на автомобиле в зимний период имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Осторожность не помешает

– Самую большую опасность таит в себе вечерний гололед, – рассказывает автолюбитель с 40-летним стажем Игорь Ануфриев. – Он случается при оттепелях или после того, как заснеженные дороги в городе обрабатывают химическими реагентами. Поскольку температура воздуха, как правило, к вечеру снижается, то асфальтовое покрытие подмерзает. А нам еще в автошколе рассказывали,  что гололед на порядок увеличивает длину тормозного пути. Поэтому подтормаживать необходимо начинать заранее, поскольку машину может просто повести на дороге…

Опасный асфальт при вождении в зимних условиях определить просто – он сверкает в лучах автомобильной оптики. И если под вечер вы заметили на дороге пусть даже едва заметные блики, то знайте, что поверхность асфальта покрылась предательской корочкой льда.

Кроме того, зимой перед светофорами от постоянного торможения транспорта образуется так называемый накат. В длину он может достигать десятки метров. Накат, считайте, все равно, что ледяной каток. Поэтому, когда загорится зеленый свет, вы не сразу трогаетесь с места, колеса некоторое время пробуксовывают, поскольку они остановились на накате – на отполированном льду. Поэтому не надейтесь на быстрый старт впереди стоящих машин, как это бывает летом. В такой ситуации можно легко приложиться к заднему бамперу впереди стоящего авто. 

Весьма распространенным явлением в зимнюю пору  является  мокрый снег. Под воздействием колес в потоке транспорта на дороге образуется снежная каша. Движение становится очень опасным. Новичкам-водителям, водителям-женщинам лучше воздержаться в этот день от поездок, ибо именно так обычно выглядит «День жестянщика», то есть происходит основная масса ДТП. В такой ситуации передвигайтесь со скоростью не более 40 – 50км/час, не то улетите в кювет. И не нужно смотреть на других. Возможно, у них шины Michelin, серьезно настроенный мотор под капотом, а за рулем сидит опытный инструктор по вождению. Вы хотите с ним потягаться? Или желаете добраться до места назначения пусть попозже, но гарантированно. Как тут не вспомнить поговорку профессионалов: «Лучше быть в восемь дома, чем в полвосьмого в морге»?

Правило лишних секунд

На зимней трассе передачи надо переключать плавно, без рывков. Рывки частенько приводят к заносу автомобиля, при котором машина может стать неуправляемой. Лучше ехать на пониженной передаче, а переходить на повышенную необходимо позже, т.е. включать, к примеру, третью нужно вместо 40 км/час обычных, на отметке в 50 км/час. Тормозить нужно прерывисто, чтобы избежать заноса, кроме того, торможение нужно начинать издалека, потому как длина тормозного пути при вождении зимой значительно больше!

И еще. Если вы остановились благополучно на светофоре, перекрестке, то при приближении сзади транспортного средства бывалые водители советуют «поиграть» стоп-сигналами задних фонарей. Понажимайте на педаль тормоза несколько раз подряд. Так вы привлечете внимание водителя приближающейся машины, и он станет заранее тормозить.

В такие дни старайтесь избегать обгонов. Этот маневр и в хорошую погоду предполагает риск, а при «каше» может быть смертельно опасным.

Что касается дистанции, тут главное помнить, что торможение на скользком покрытии получится не таким эффективным, как обычно, и следует пользоваться правилом четырех, а лучше  пяти секунд. То есть выбираете ориентир, например, столб или дерево, ждете, пока впереди идущая машина поравняется с ним, и начинаете отсчет. Если ваш автомобиль проходит то же расстояние не раньше, чем за 5 секунд, то  все в порядке. Если быстрее – лучше притормозить.

Не забывайте следить и за боковым интервалом. Во-первых, зимой обзорность и так намного хуже летней, вы постоянно рискуете попасть в «мертвую зону» обзора другого водителя. Во-вторых, старайтесь двигаться в шахматном порядке. Если занесет соседний автомобиль, у вас хотя бы будет время и пространство для манёвра.

Зимой чем сильнее давишь на тормоз, тем больше заносит машину. Проблему решает система ABS, но все же лучше выбирать скорость так, чтобы не пришлось экстренно тормозить, а перед входом в поворот сбрасывать скорость заблаговременно и понижать передачу, чтобы «проходить закругление дороги под постоянной равномерной тягой».

Оптимальный вариант торможения зимой – плавными прерывистыми движениями выжимать педаль тормоза, имитируя работу ABS. Это сокращает тормозной путь и предотвращает занос и потерю управляемости. Причем риск заноса многократно возрастает не только при экстренном торможении, но и при интенсивном разгоне. Следите, чтобы правая нога работала максимально плавно.

Не менее важно правильно выбирать передачи на машинах с механической коробкой передач. Зимой они должны быть повышенными, а обороты – не выше 2000. Если выше – колеса начнут пробуксовывать.

Без паники!

Зимой нельзя доверять зрительной оценке ситуации. Чистый, на первый взгляд асфальт, может оказаться с тонкой ледяной коркой или пленкой слякоти. То есть сцепление колес с дорогой на минимуме, а водитель управляет машиной, как летом. Если чувствуете, что машина чуть хуже реагирует на нажатие тормоза, сомневаетесь в том, что асфальт высушен морозом и солнцем – это не асфальт, а уже гололед.

Другая распространенная ошибка новичков и большинства автоледи – паника при резком попадании машины на гололед. А ведь любой резкий и необдуманный маневр водителя, будь то переключение передач, торможение или кручение рулем, приведет к заносу. Участок с гололедом вряд ли будет слишком длинным, к тому же дороги посыпают. Не паникуйте и преодолейте опасный участок, крепко держа руль прямо обеими руками и тихонько отпуская педаль газа.

По понятным причинам при поездке по зимней трассе лучше максимально сократить угол работы рулем. Даже в поворот старайтесь входить так, чтобы не крутить руль больше чем на 30 градусов. Внимание! Любое резкое движение рулем на зимней трассе на скорости – и машина уйдет в занос. Хорошо, если на обочину. А может и на встречную полосу выскочить, и улететь в кювет. В городе поменьше «скачите» из полосы в полосу, оставьте крайнюю левую для гонщиков.

Типичны зимние аварии на трассе, когда впереди машины движется большегруз, поднимая за собой тучи снежных и слякотных брызг, все это летит в лобовое стекло сзади идущему автомобилю – и водитель, лишенный обзора, спешит избавиться от помехи. Он решается на обгон грузовика, например, не замечая опасности впереди. Такие маневры недопустимы на зимней дороге!

Лучше увеличить дистанцию, пропустить лихачей а в некоторых случаях – даже съехать на обочину и переждать, пока колонна автомобилей пройдет и можно будет спокойно продолжить путь.

Еще одна опасность подстерегает вас на зимней дороге – снежные «брустверы» между полосами. Когда колеса одной стороны попадают на такую полосу, машина может сорваться в занос. Если водитель не предусмотрит такого эффекта, автомобиль улетит на встречную полосу или в кювет. Поэтому на скоростной трассе лучше не обгонять, а если все же пришлось – помнить о ситуации со снежными «бортиками» между полос и сохранять максимальную концентрацию.

Даже если начался занос, не паникуйте, не бросайте руль –боритесь до конца.

– Лучше заехать в сугроб на обочине, чем на встречку, – советует Игорь Евгеньевич. – Плавно, но сильно, обеими руками направляйте машину туда, куда необходимо вырулить, при этом на заднем приводе отпустите газ, на переднем – прибавьте.

Дорога не прощает лихачей

К сожалению, бояться нужно не столько зимней трассы, сколько оголтелых лихачей, которые невзирая на погодные условия подвергают свою и вашу жизни смертельной опасности.

– Уж сколько раз Госавтоинспекция предупреждала водителей о недопустимости превышения скорости в зимний период! – Вступает в разговор инспектор УГИБДД ГУ МВД по Нижегородской области майор полиции Ирина Устинова. – Но дорожно-транспортные происшествия, происходящие нынешней зимой, свидетельствуют о том, что лихачей не поубавилось. К сожалению, в наступившем году по-прежнему превышение скорости остаётся одним из самых распространенных нарушений ПДД…

Увы, новый год начался с ДТП. Из-за  превышения скорости 1 и 2 января пострадали в авариях на дорогах области 6 детей. В Кстовском районе  в два часа ночи 1 января водитель, управлявший автомобилем «Киа Рио», торопясь домой, совершил наезд на детей, шедших по краю проезжей части в попутном направлении. В результате наезда 4 ребёнка, вместо праздничных каникул попали в больницу.  Утром 2 января на автодороге Нижний Новгород – Шахунья – Киров 32-летняя женщина - водитель, управляя автомобилем «Мазда-6», не справилась с управлением и совершила столкновение с автомобилем «Мицубиси». В результате пострадали пассажиры автомобиля «Мицубиси», в том числе и один ребёнок. В этот же день, только вечером, на подходе к селу  Каменки Богородского района водитель автомобиля «ВАЗ-2114», обгоняя впереди идущее авто, выехал на встречку и столкнулся с автомобилем «УАЗ-Патриот». В результате 17-летняя пассажирка «Жигулей» скончалась на месте, 21-летний водитель и ещё 3 пассажира с травмами доставлены в больницу…

– В очередной раз Нижегородская Госавтоинспекция рекомендует двигаться по зимней дороге с меньшей скоростью, чем в летний период, и, снижая скорость, увеличивать дистанцию между транспортными средствами, даже если асфальт сухой и на автомобиле установлена зимняя резина, – обращается инспектор ГИБДД к автомобилистам. – Зимняя дорога требует от водителя повышенной осторожности и не прощает лихачей.

Татьяна Чинякова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате