Это одна из добрых традиций театра – в именинный день Татьяны или около него выводить на сцену одну из самых знаменитых в культурном наследии Татьян. Именно со сцены письма начал Чайковский работу над своим шедевром, и даже в названии хотел сменить «Евгения Онегина» на «Татьяну Ларину».
Бестселлер оперной сцены
«Евгений Онегин» – «бестселлер» отечественной оперы. Только в Горьком-Нижнем Новгороде эти лирические сцены ставили десять раз! Авторы постановки, идущей сейчас на нижегородской оперной сцене с 2016 года, режиссер Дмитрий Суханов и дирижер Ренат Жиганшин.
Это в общем традиционный, классический спектакль. Впрочем, работая по выверенным лекалам, вполне возможно сделать приятную уму и сердцу постановку. Особенно если к внятному посылу режиссера добавляется четкая подача музыкальной драматургии. Дело в том, что Чайковский не просто создал чудесные мелодии, но внедрил в партитуру несколько музыкальных характеристик главных героев. Например, тему любви Ленского к Ольге, несколько тем признания пишущей письмо Тани Лариной. И тем интереснее внимательному слушателю заметить, как в финале жаждущий Татьяны Онегин словно начинает петь с ее голоса, цитируя безумные романтические фантазии из того самого письма, А Ленский накануне дуэли бредит обрывками интонаций своего «Я люблю вас, Ольга». Оркестр под управлением маэстро Сергея Вантеева ярко показывает эти и многие другие интересные, важные подтексты, которыми Чайковский гениально обогатил пушкинские строки. Никто из героев не будет счастлив, и сомнительной заменой счастию предлагается привычка. Такова жизнь!
Роковой квартет
В тот день радикально обновился… и омолодился состав солистов. В партии Татьяны дебютировала Екатерина Ясинская – выпускница Московской консерватории, ученица Галины Писаренко. Это очень удачная пушкинская Татьяна: с сильным характером, страстным темпераментом и великолепным голосом, привлекающая утонченной красотой. Как смело эта тихоня рассуждала, сочиняя письмо! Как она молча страдала, выслушивая отповедь Онегина… и как смогла побороть роковое искушение!
Артем Голубев, в течение двух сезонов работавший в «Новой опере», дебютировал в партии Ленского. Поначалу, признаться, у юного поэта удивили своим отсутствием «и кудри черные до плеч», но неизменно пламенная речь была убедительна. В паре с Олегом Федоненко, исполнившим Онегина, – самодовольно ухмыляющегося, с вялым интересом созерцающего бушующие вокруг страсти – они закономерно пришли к поединку как предрешенному акту убийства. В то время как Ленский – не будем забывать, что он юн, по сути, старшеклассник, горяч и неопытен – все больше распаляет сам себя, Онегин умело наслаждается игрой с огнем. Он как бы утешает, раззадоривая, и успокаивая, лишь возбуждает сомнения. Вот уж кто способен «властвовать собою!». Хотя черт его знает, этого Онегина, в каких ситуациях ему пришлось обучиться науке самоконтроля и отчего он смолоду уже какой-то потухший…
Чем сердце успокоится
В сцене дуэли, где поэт фактически прощается с миром, просвещенного зрителя не могут не одолевать мысли об известных параллелях между Ленским-Онегиным и Пушкиным-Дантесом. Мистический настрой лишь усиливается в стремительно сжатом финале: одинаковой одеждой подчеркивается внешнее сходство героев-антагонистов. Онегин, скидывая крылатку, предстает эдаким доппельгангером: един ли в двух лицах денди лондонский и юный поэт? Выражение лица заглавного героя, говорящее: «Упс, я, кажется, только что друга убил», подчеркивает фатальную несерьезность неприкаянной личности со спящей душой. Даже финальный его выкрик про жалкий жребий слышится неубедительным: ну, попереживает денек и обратно успокоится. Правильно Татьяна сделала, что ушла с Греминым!
Очень, кстати, интересный был Гремин – титулованный баритон Рустам Касимов, также вышедший в этой партии на нижегородскую сцену впервые. Роль Гремина невелика, не слишком канонизирована, и этот образ дает возможность разных трактовок. Кто он, законный муж Татьяны: торжествующий солдафон? Обвешанная орденами развалина? Герой Касимова рассказывает о Татьяне с таким благоговением, словно произносит молитву – и это очень подкупает, особенно на фоне попрыгунчика-Онегина.
Впрочем, не будем забывать об еще одном персонаже – Ольге Лариной. Эту героиню, чья роль в общем действе часто недооценивается, блестяще исполнила Ольга Борисова. Ее легкомыслие вкупе с онегинским бессердечием погубило юного поэта. «Меня ребенком все зовут!», – кокетливо признается женским басом хорошо кормленная барская девочка и сходу пытается убедить всех в своей шаловливости, пиная корзину с яблоками, хватая что ни попадя с чайного стола и прочая и прочая. Словарь чувств начинающей деревенской красотки груб и беден, и только поэт может интерпретировать оное как совершенство. И отчего только хорошие девочки влюбляются в мерзавцев, а поэты избирают в музы ветрениц? 12+
Мария Федотова.