Попробовать историю на вкус предлагает своим ученикам учитель Наталья Дровосекова

Попробовать историю на вкус предлагает своим ученикам учитель Наталья Дровосекова

Доброжелательная улыбка. Пытливый взгляд. Искреннее желание делиться тем, что ей близко и интересно. А еще любовь к родной школе, к своему предмету, к детям. Наталья Дровосекова не предполагала, что станет учителем. Педагогов в семье не было – мама библиотекарь, папа столяр. Но, как говорится, у судьбы, на нас свои планы. 

История учит мыслить

Еще будучи студенткой-четверокурсницей истфака ННГУ имени Н.И. Лобачевского, Наталья пришла на практику в свой родной лицей №8. Целый месяц она вела уроки под руководством своей классной руководительницы, учительницы истории Дарии Владимировны Шеногиной. На пятом курсе хорошо зарекомендовавшую себя студентку пригласили в лицей преподавать на постоянной основе. Тогда пришлось совмещать учебу на дневном отделении и вести уроки. Но не эти трудности, ни впоследствии рождение двоих детей не отбили у нее желания работать в школе. С 2010 года Наталья Дровосекова – учитель истории и обществознания, а с 2021 года еще и руководитель музея истории лицея №8. 

– Во время учебы в университете я работала в областной библиотеке в отделе краеведения. В магистратуре была возможность попрактиковаться в преподавании в вузе, но работа в школе для меня оказалась гораздо интереснее. Мне нравится увлекать детей историей, которая всегда была моим любимым предметом. Я стараюсь показать им то, как события давно минувших дней оказывают влияние на происходящее сегодня. Неважно, кем станет ребенок во взрослой жизни. Но он не может сказать, что школьный предмет – история ему никогда не пригодится. Все мы живем в обществе, которое находится на определенном отрезке исторического пути. Когда дети задают вопросы о событиях на Украине, я объясняю, что истоки происходящего нужно искать не в 2014 году и даже не в 2012-м, а... в XVII веке.

История учит мыслить, анализировать, находить причинно-следственные связи. Первую мировую войну мы с ребятами изучаем в 10 классе, а с событиями, которые привели к ней, знакомятся годом раньше, в 9 классе. Я стараюсь заострить внимание детей на этом. В каждой теме можно увидеть связи с современностью. Например, многое из того, что принесли судебные реформы Александра II, существует сейчас. Знание истории помогает понимать настоящее и во многом определить будущее, – увлеченно рассказывает Наталья Евгеньевна.

В университете у нее был большой интерес к истории родного края. Ее курсовые работы и магистерский диплом связаны с Нижегородчиной.

– Я исследовала битву на реке Пьяне, которая произошла в 1377 году с мамаевской ордой. Изучала то, как это сражение отражено в летописях, и могла ли закрасться ошибка при описании тех событий. В учебниках, которыми мы пользовались во время учебы, написано, что некий Арапша пришел на Русь, подошел к Нижнему Новгороду и случилась та самая битва. Но я пришла к выводу, что никакого Арапши не было, так как в первоисточниках имя конкретного вое­начальника не указано. Вывод: судить об истории можно, только опираясь на достоверные источники. Если они отсутствуют, нельзя ничего сказать наверняка, поэтому так много различных исторических версий на события прошлых веков. Даже достоверность летописей условна. Их создавали люди, которые даже несмотря на богобоязненность, могли что-то приукрасить или сознательно упустить. Политика оказывала влияние на отражение событий и в летописях XII- XIII веков.

О чем мечтали герои

Школьный музей Наталье Дровосековой был знаком с ее ученических лет. Его экспонаты рассказывают о выпускниках лицея, которые в далеком 1941 году ушли на фронт. Основатели музея Константин Ефимович Зильберг и Любовь Ильинична Козлова очень много сделали для того, чтобы собрать информацию о 73 погибших выпускниках, портреты которых каждый год по традиции учащиеся выносят на школьную линейку. В музее можно увидеть дневники, письма, личные вещи тех, кто отдал жизнь за Родину. Память, собранная по крупицам – невидимая нить, которая связывает современных детей с фронтовиками. Потертые на изгибах с выцветающими чернилами письма-треугольники с фронта хранят голоса героев, победивших фашизм. Наталья Евгеньевна на уроке в 10-м классе помогла старшеклассникам услышать эти голоса. История оживает. Письма дают возможность узнать незнакомого человека, понять, о чем он думал в те страшные военные годы. В каждом письме сквозит любовь к родным, надежды на будущее. Но все это рушит война. Это осознание болью отзывается в сердцах молодых. 

– Идея музейной педагогики родилась случайно. Музеи есть во многих школах, но используются они, как правило, для внеурочной деятельности, классных часов. Я обычно показывала детям нашу экспозицию 3 сентября, в день окончания Второй мировой войны. С января 2021 года я стала руководителем школьного музея и у меня появилось множество идей для новых экскурсий, конкурсов. Когда я разбирала имеющиеся материалы, наткнулась на письма выпускников с фронта и решила использовать их на уроке по Великой Отечественной в 10-м классе. Мы обсуждали с ребятами то, можно ли рассматривать эти послания в качестве исторического источника. Письма позволили ученикам погрузиться в историю родной страны через сопереживание и сопричастность тем далеким событиям. Одно время я показывала ребятам фильмы о Великой Отечественной, но они такого воздействия на детей не оказывали. А письма – это всегда что-то личное. Особый отклик вызывает у ребят история любви двух одноклассников нашей школы – Георгия Нерославского и Софьи Воробейчиковой, – рассказывает Наталья Дровосекова. 

В музее хранятся письма, которые возлюбленные писали друг другу. Георгий, как его все ласково звали Зорька, погибнет в победном 1945, а его возлюбленная напишет на первой странице памятного альбома, посвященного Георгию Нерославскому: «За любовь, за День Победы, я навек перед тобой в долгу». 

События оживают

Музейные уроки формируют нравственное отношение к прошлому, без осмысления которого нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Мы воспитываем в детях гордость за нашу школу, наш город, нашу страну. Школьный музей имеет 11 филиалов, которые располагаются в разных кабинетах школы. 

– В 7-м классе есть тема «Нижегородская земля – пограничный край русского государства». Во время ее изучения я провожу урок с элементами экскурсии. Ребята знакомятся с музейной экспозицией, посвященной архитектору Святославу Агафонову. Как известно, он занимался восстановлением и реставрацией Нижегородского кремля. Нижегородский край долгое время находился на границе (стало спокойнее только после присоединения Казани), и кремль тогда играл очень важную роль. Я показываю семиклассникам зарисовки и чертежи, схему укреплений, разработанную Агафоновым. И это помогает сделать историю ближе, –говорит Наталья Евгеньевна. 

Элементы музейной педагогики она использует и в работе с пятиклассниками. На истории Древнего мира разбивает учеников на группы и предлагает придумать экспозиции, посвященные Древнему Египту, Греции. Пятиклассники посещают музейный кружок, готовят материалы для экскурсий, учатся быть экскурсоводами в главном зале памяти, осваивают азы поисковой работы.

– Современное оборудование – компьютеры, проекторы, интерактивные доски дают неограниченные возможности учителю в методах и способах донесения информации. Я работаю в очень хорошем лицее с достойной материальной базой. Однако компьютерами нынешних детей уже не удивишь, а вот вещи из прошлого, которые можно увидеть, потрогать, их впечатляют. Музейная педагогика дает такую возможность, и это делает ее востребованной, – считает Наталья Дровосекова.

Кстати

В региональном этапе конкурса «Учитель года России» учитель истории Наталья Дровосекова заняла второе место. В своем выступлении она поделилась опытом использования музейной педагогики в учебном процессе.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина. 

Следите за нашими новостями в удобном формате