И мычание имеет значение. Стратегия цифровой трансформации вузов – ответ на актуальные вызовы

И мычание имеет значение. Стратегия цифровой трансформации вузов – ответ на актуальные вызовы

В чем суть цифровой трансформации системы высшего образования? Что могут сделать вузы для решения задачи, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным по достижению технологического суверенитета. Недавно ответы на эти вопросы искали  участники одной из стратегических сессий конференции ЦИПР-2023, прошедшей в Нижнем Новгороде.

Разные процессы.

– Сейчас необходимо сформулировать стратегическое направление цифровой трансформации сферы науки и высшего образования.  Этот  документ впоследствии станет одним из базовых для планирования деятельности внутри вузов и научных организаций. Стратегия должна быть написана к августу, а в конце текущего года утверждена, – рассказала заместитель министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова. 

Сегодня уже очевидно, что цифровизация и цифровая трансформация – разные  процессы. Цифра делает жизнь удобнее. Это электронные зачетные книжки, удобные сервисы для абитуриентов, обучающихся, преподавателей.  

Цифровизация может и должна помогать в принятии управленческих решений руководством вуза. Это, например, конструктор условий приема, формирование бюджетирования, сбор и обработка информации об обучении и многое другое.   

Сервисы для мониторинга и принятия управленческих решений чиновниками, на основе данных которых можно принимать решения о выделении средств, субсидировании. 

–  Стоит понимать то, что сегодня экономика существует в рамках демографического кризиса. Наблюдается сокращение доли молодежи с 2008 года, и число выпускников сферы высшего образования будет сокращаться и в будущем. Работодатели уже ощущают дефицит кадров. Поэтому требования к компетенциям специалистов, которые выходят на рынок труда, должны быть иными. Только тогда они смогут решать различные задачи и отвечать на вызовы технологического развития страны.  Уже невозможна ситуация, что человек едет в автомобиле, а у него множество помощников – водитель, переводчик, айтишник. Сегодня всеми этими компетенциями должен владеть один человек, – отмечает  проректор НИУ ВШЭ, руководитель лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин.

По его словам, в обществе сложилось не совсем верное доминирующее понимание, что цифровые компетенции – это IT-сфера и нужно больше готовить разных айтишников, то есть создать большое количество направлений для их подготовки. Но запрос рынка не только на IT-кадры, нужны специалисты с цифровыми компетенциями в сочетании со знанием конкретных предметных областей. 

Цифровая революция – это не только изменения всего того, что связано с технологиями и моделями (то, что мы сегодня называем искусственным интеллектом), это еще и возникновение большого количества данных, которые требуют определенного умения работать с ними. Отсюда большой запрос на глубокое понимание предметных областей – он наблюдается и в мире, и в России. Нужны специалисты по большим данным, специалисты, владеющие IT-технологиями и предметной областью.  

На языках программирования.

Уже сейчас спрос на цифровые компетенции удовлетворяют не только выпускники, получившие профессии в области информатики. Стремительное развитие IT-сектора  и дефицит кадров ведет к спросу на выпускников смежных специальностей, обладающих техническими компетенциями. Эту нишу в основном заполняют выпускники естественно-технологических направлений,  хорошо подготовленные в области моделирования и компьютерных наук. Уже не остается ни одной предметной области, которая не была бы связана с использованием цифровых инструментов. Языки программирования должны стать обязательным элементом всего российского образования. Это касается и историков, и юристов, и дизайнеров. Тотальная цифровая грамотность нужна всем выпускникам. Это глобальная перестройка всего того, что мы имеем на данный момент.  В этом смысле подход к подготовке специалистов через призму образовательных стандартов не работает. Нужна совершенно иная кадровая политика в стране, – убежден Сергей Рощин.

Проректор по цифровизации Финансового университета при Правительстве РФ Григорий Остапенко рассказал о подготовке специалистов на стыке профессий:

– Такая потребность на рынке довольно высока. Для ее удовлетворения айтишники вырастают из таких отраслей, как статистика, логистика, ритейл, кредитно-финансовая сфера. Другой путь – быстро реагировать на запрос рынка и перестраивать под него магистерские программы. Разработана методика подготовки кадров на стыке профессий под названием «Цифровой БОСС для отрасли» (БОСС – это база, отрасль, специальность и софт скилс (гибкие навыки). Один из примеров – цифровой юрист (первая квалификация в дипломе – право и плюс владение цифровыми инструментами).

В Нижегородской области для закрытия проблемы нехватки IT-специалистов строится IT-кампус.

В партнерстве с IT-компаниями.

– Государство ставит перед университетами задачу стать драйверами инноваций в регионах и обеспечить развитие кадрового потенциала и технологическую независимость страны. В прошлом году все вузы столкнулись с проблемами работы суперсервиса «Поступай в вуз онлайн», но я уверен, что он будет работать в будущем без нареканий, –  говорит ректор НГТУ им. Алексеева Сергей Дмитриев. – Если же говорить о цифровой трансформации университетов с точки зрения управления работой вуза, то каждый из них разрабатывает свои сервисы. В этом плане есть ряд проблем – это дефицит финансовых и кадровых ресурсов (сложно сохранить IT-команду, так как практикой стало переманивание специалистов), слабо развита практика монетизации собственных разработок. 

НГТУ совместно с индустриальными партнерами предлагает системную интеграцию IT-компаний и IT-специалистов, отвечающих за информатизацию университетов. Эта интегрированная система могла бы оказывать помощь в обследовании бизнес-процессов вуза, помощь в подготовке и реализации программ развития от внедрения до дальнейшего сопровождения. 

Заглянуть в голову.

По словам директора направления «Развитие на основе данных» Университета-2035 Андрея Комиссарова, теперь есть возможность заглянуть студенту в голову – удалось построить метод оценки того, что студент изучал, что усвоил, того, что ему показалось важным, понравилось и т. д. На основе анализа больших данных можно вывести коэффициент усвоения материала учащимся. Таким образом, можно оценить и успешность тех или иных курсов, той или иной аудитории. Есть даже возможность отслеживать истинное и ложное (неправильное) понимание материала в группе на каждом занятии. В соответствии с этим выстраивать систему образования. 

Создан также инструмент, позволяющий оценить то, как человек взаимодействует с другими. Он анализирует, насколько выступающий связно говорит, сложные или простые предложения использует при озвучивании своих мыслей, как много в его речи слов-паразитов, есть ли повторы мыслей и то, насколько часто он мычит.

Была создана большая база данных мычания людей. Нейрофизиологи знают, что человек мычит для того, чтобы в мозг попал кислород. Это происходит неосознанно. И чем человек  более опытный, натренированный коммуникатор, тем ниже у него частота мычания и больше зазоры между ними. Созданный алгоритм  позволяет оценить возможности коммуникации человека, и вузам стоит его использовать.  

Сегодня большой вклад в повышение качества подготовки специалистов в сфере высоких технологий вносят такие крупные российские компании, как Росатом, Сбер, Рос­телеком. Они участвуют в создании образовательных программ ведущих университетов, открывают свои программы, обучают школьников, студентов, преподавателей, делятся своими технологиями. 

– Если раньше Министерство образования выступало регулятором, вузы были в подчинении, а бизнес предлагал что-то по запросу вуза или Мин­обра, то теперь все мы «равноправные  партнеры, которые работают на результат – на компетенции специалиста, который создает технологии, способные приблизить технологический суверенитет, – подытожила дискуссию заместитель министра Дарья Кирьянова.

Кстати.

Цифровизация и спрос на цифровые компетенции на рынке труда означают:

- тотальное распространение задач, требующих технических компетенций;

- все прикладные направления охвачены цифровизацией;

- развитие сферы больших данных и искусственного интеллекта обеспечивает принципиально новые технологические возможности; 

- язык цифры должен быть доступным инструментом всех квалифицированных специалистов не только в IT-сфере. 

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате