Как ребенку помочь найти себя, знает педагог Светлана Кузина

Как ребенку помочь найти себя, знает педагог Светлана Кузина

Какая профессия подошла бы Мальвине из театра синьора Карабаса Барабаса, а чем бы мог заниматься сорванец Буратино? Ответы на эти вопросы знают подопечные учителя математики Светланы Кузиной из Дзержинска. 

Светлана Сергеевна – классный руководитель 9 класса. Ребята пришли к ней озорными пятиклашками. И все годы их учебы педагог уделяла большое внимание профориентации. К настоящему моменту более восьмидесяти процентов ребят из ее класса определились с будущей профессией, а многие уже знают, где хотели бы учиться дальше. Не менее важно работать с родителями. Об опыте успешной профориентации школьников Светлана Сергеевна рассказала на педагогическом совете в Екатеринбурге министру просвещения РФ Сергею Кравцову. Она поделилась наработками  и на Всероссийском форуме классных руководителей, который состоялся в Москве в начале октября. 

На форум было подано 63 тысячи (!) заявок, из которых отобрали только три тысячи участников, а в число спикеров попали педагоги с самыми актуальными методиками. Путь в профессию, проект «Билет в будущее» и новые подходы к профориентации мы обсудили во время нашего разговора со Светланой Кузиной. 

В педагоги из программистов.

– Как так сложилось в вашей жизни, что вы стали учителем? 

– Я никогда не думала, что буду работать в школе. В моей семье не было учителей. После 11 класса поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики Университета Лобачевского. Тогда это было очень модное направление. Специальности, связанные с компьютерами, активно развивались и привлекали многих, но оказалось, что писать программы – это довольно рутинная работа, которая мне не так интересна. Параллельно с учебой в университете я попробовала себя в роли учителя и буквально влюбилась в школу, в профессию. Работаю учителем 12 лет и нисколько не жалею о своем выборе. 

– Кто был вашим наставником и какими тонкостями профессии он помог овладеть? 

– Мне сразу дали вести математику во всем среднем звене – с пятого по девятый класс. Плюс я стала классным руководителем пятиклассников. Было непросто, но я справилась. Очень помогли советы наставников. Моя бывшая классная руководительница, заместитель директора, учитель математики Ирина Викторовна Ершова очень многое мне на первых порах подсказывала. Опытом делилась и директор школы, математик Светлана Владимировна Бондарева.  

В каждом возрасте у детей свои особенности – пятиклашки – шумные, но добрые, открытые, в чем-то наивные. Неусидчивым ученикам 5-6 класса обязательно нужны динамические паузы, которые повышают детскую работоспособность. Если урок приходится на вторую половину дня, то подачу материала стараюсь максимально облегчить и больше предлагать игровых математических заданий. Это помогает удерживать внимание. 

 Дети постарше в 7-8-9 классе уже себя чувствуют взрослыми. У них важно завоевать авторитет – в этом залог успеха взаимодействия со старшеклассниками.

На моих уроках математики есть правила, которые не нарушает никто. Они едины для всех – и для отличников, и для двоечников. Если что-то позволяется, то это можно всем, если что-то нельзя, то опять же нельзя всем. Часть этих правил я переняла у своих наставников, часть сформулировала сама. 

Еще один секрет – это отсутствие любимчиков. Дети чувствуют, когда у учителя есть какие-то предпочтения. Для детей важно, чтобы педагог относился ко всем одинаково, оценивал не их самих, а знания предмета. Не должно быть так – ты мне не нравишься, и я тебе ставлю двойку. Учитель должен объективно оценивать каждую работу, чтобы у ребенка не сложился стереотип, что ему ставят тройки по инерции. Каждый ребенок может получить и двойку, и пятерку – и это совершенно нормально. 

Родитель в теме.

– Ребенку бывает непросто определиться с выбором будущей профессии. Очень здорово, что вы на протяжении многих лет обсуждали эту тему с ребятами…

– Профориентацией со своим классом я сначала занималась во время внеурочной деятельности. Видела, что детям это нравится. Моя цель – помочь им понять себя и сделать осознанный выбор. В моей авторской методике используются игровые технологии, с ребятами мы изучаем ведущие цифровые ресурсы по проф­ориетации, посещаем с экскурсиями предприятия. Важно дать детям возможность погрузиться в профессию, понять, что делает специалист изо дня в день. Ребята не представляют, что их ждет. Ожидания и реальность очень часто расходятся. 

Я убеждена, что рассказывать о профессиях можно и нужно и во время каждодневных уроков. Например, можно решать задачу на составление уравнения не про Машу и Петю, а про спичрайтера или специалиста IT-сферы, а потом обсудить с ребятами, что это за профессии. 

– Вы являетесь экспертом Всероссийского проекта «Билет в будущее». Что дает учителю участие в этом проекте? 

– Проект «Билет в будущее» мне помог выйти на новый уровень в профориентационной работе. У меня появилось очень много контактов с коллегами-единомышленниками по всей России. Обмен опытом и идеями позволил совершенно по-другому взглянуть на проф­ориентацию. Теперь я понимаю, что это едва ли не самое главное в школьном процессе. Выбор профессии и успех ребенка – это и есть итоговый продукт, конечный результат образования, к которому школа должна подвести ребенка. 

– Вместе с коллегами вы разработали марафон для пап и мам «Родитель в теме». Зачем он нужен?

– Для участия детей в проекте «Билет в будущее» родители должны дать согласие на регистрацию детей на портале, на обработку персональной информации. Я обратила внимание на то, что многие родители отказываются, считают, что их ребенку это не нужно. Всегда находятся мамы и папы, которые уже решили за ребенка, кем он должен стать. Они говорят: «Мой сын будет медиком – и точка». Желание самого будущего выпускника при этом не учитывается, так же как и данные ребенка, у которого, к примеру, может быть математический склад ума, инженерный тип мышления, и ему, как говорится, сам Бог велел развиваться в этом направлении. Я пришла к выводу, что для успешной профориентации нужно работать в первую очередь с родителями. 

Цель онлайн-марафона «Родитель в теме» – в доступной форме показать папам и мамам то, чем мы занимаемся с детьми, как те или иные цифровые ресурсы могут помочь ребенку с самоопределением. Более того, родители, которые прошли марафон, могут сами помочь своему ребенку определиться с выбором профессии. Мы с коллегами уже провели два таких марафона, и отзывы родителей самые положительные. 

Проект «Билет в будущее» взял нашу идею на вооружение, и в его рамках теперь есть целый блок «Родители в теме». Сейчас мы с коллегами ищем новые форматы, которые по­зволят сделать работу с родителями еще более эффективной. 

– Как вы относитесь к тому, что появился новый профориентационный предмет «Россия – мои горизонты»? 

– Этот предмет действительно очень важный и нужный. В школах всегда занималась профориентацией, но сейчас хотят сделать эту работу системной и ввести единый стандарт, внедрить опыт лучших педагогов из разных регионов. Самое главное – это дать детям равные возможности. 

– Какие цифровые инструменты вы бы посоветовали родителям и детям, чтобы выбрать профессию, наиболее подходящую наклонностям ребенка?

– Это платформа «Билет в будущее», шоупрофессий.рф, «примерочная профессий» портала «ПроеКТОриЯ». 

Из досье «НН».

Светлана Кузина – учитель математики высшей категории школы №5 Дзержинска. Педагогический стаж – 12 лет. Победитель конкурса «Самый классный классный» в 2022 году. Победитель федерального марафона лучших практик в области классного руководства. Учитель-профориентатор, эксперт Всероссийского проекта «Билет в будущее».

Блиц-опрос.

– Должен ли учитель помнить о том, что он педагог 24х7?

– Конечно. Профессия учителя накладывает определенные рамки. Есть вещи, которые мы не можем себе позволить, потому что дети берут с нас пример. Учительство – это образ жизни. 

– Оправдывает себя пятибалльная система? 

– Это привычная система оценивания. Считаю, ее самой адекватной. Хотя в чем-то она размытая. Тройка тройке – рознь. Для одного – это счастье, а для кого-то позор и стимул. Хорошист получит тройку и подумает: «Как так? У меня такая же отметка, как у Иванова, который плохо учится, – непорядок!» Это сравнение заставит его подтянуться. Оценки для ребенка – это ориентир и возможность проявить себя. 

– Где вы черпаете силы для такой активной работы? 

– Лето, выходные помогают восстановиться. Чтобы не было выгорания, нужны эмоции. Меня заряжает участие в конкурсах. В них я черпаю вдохновение, чтобы работать ежедневно. Конечно, подготовка к ним требует много времени и сил, но это особое удовольствие общаться с такими же активными коллегами.

Александра Махлина.

Следите за нашими новостями в удобном формате