Билет в будущее. Важность занятий по профориентации отмечают и дети, и педагоги

Билет в будущее. Важность занятий по профориентации  отмечают и дети, и педагоги

В этом учебном году в школах особое внимание уделяется профориентации школьников. В расписании учащихся с 6 по 11 классы появился новый предмет, призванный помочь ребятам определиться с выбором будущей профессии. В основу курса «Россия – мои горизонты» лег федеральный проект «Билет в будущее», который реализуется с 2019 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 

Напомним, наша область была одним из пилотных регионов, где началась реализация проекта «Билет в будущее» еще в 2018 году. И сегодня он активно реализуется в нижегородских школах.

Как рассказали в Центре развития творчества детей и юношества Нижегородской области», в 2023 году в проекте «Билет в будущее» участвуют более 28 000 школьников из всех муниципалитетов области, обучающихся в 699 общеобразовательных организациях. Это 80 процентов от общего количества школ в регионе.

В рамках проекта разработано и реализуется 182 программы профессиональных проб, дающих возможность ребятам познакомиться с особенностями конкретной работы на практике. Они могут попробовать себя в 92 профессиях, связанных с основными направлениями развития региона и сферами, наиболее нуждающимися в кадрах. Это транспорт, оборонно-промышленный комплекс, туризм, сельское хозяйство, легкая промышленность, строительство, сфера IT. Ежегодно важным событием для ребят становится посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» на базе Исторического парка «Россия – моя история». В текущем году ее посетили 7600 школьников. 

Стоит подчеркнуть, что в этом году отмечается более активное взаимодействие с ведущими предприятиями региона в рамках профориентационного проекта – это и организация экскурсионных программ, и мастер-классы, и профессиональные пробы. 

Организаторами проф­ориентационных мероприятий выступили 11 предприятий Нижегородской области. Региональной командой проекта «Билет в будущее» ведется работа по расширению партнерских связей на 2024 год, планируется увеличение количества организаций. Задача – сократить отток молодого поколения в другие регионы и увеличить популярность профессий, актуальных для экономики региона в ближайшие десятилетия.

Как отметила представитель предприятия-партнера руководитель группы обеспечения деятельности центра оценки квалификации АО «Нижегородский завод 70-летия Победы» Надежда Семенова, профориентацией предприятие занимается уже далеко не первый год, но благодаря проекту «Билет в будущее» удалось расширить целевую аудиторию. Знакомиться с производством приезжали ребята не только из близлежащих школ Сормовского и Московского районов Нижнего Новгорода, но и из других районов города и области. 

Мнения.

Даже скептикам нравится.

Сегодня нагрузка школьников и без того большая, и некоторые родители высказывают опасения, что новый предмет только увеличивает ее и сомневаются, нужен ли он вообще. Но вот что говорят участники проекта. 

Дарья Росина, педагог-навигатор федерального проекта «Билет в будущее» школы № 134 (Нижний Новгород): 

– Этот проект для педагогов является неоспоримой поддержкой в реализации работы по профориентации. Цифровая платформа «Билет в будещее» погружает детей в мир актуальных профессий. После каждого выездного мероприятия дети делятся восторженными отзывами. Даже те, кто изначально скептически относился к этому проекту и не очень хотел участвовать, уже после первого урока и первых тестов на платформе поменяли свое мнение. 

Дворовенко Кирилл, школа № 5 (Дзержинск): 

– Я уже смог узнать много нового о разных профессиях и понять, что мне действительно интересно. Больше всего мне понравилось проходить диагностику. Это позволило лучше понять свои наклонности, проанализировать сферу интересов. Результаты тестов представлены в виде понятных диаграмм и графиков. Я увидел уровень своих навыков и смог понять, какие из них мне нужно развивать в первую очередь. Педагог-навигатор помогает разобраться в сложных вопросах, дает полезные советы. Пока я еще не определился с будущей профессией, но проект позволил мне познакомиться с существующими специальностями. 

Евгения Ведерникова, педагог-навигатор федерального проекта «Билет в будущее», ответственный за профориентационную работу в школе №119 (Нижний Новгород): 

– Школьнику на этапе построения карьерной траектории необходим авторитетный взрослый, который помог бы развить профессиональные компетенции, обозначить зоны роста и развития, познакомить с работой разных предприятий. В нашей школе в проект вовлечены 50 школьников 9-х классов, их родители, два классных руководителя. Удобным инструментом работы является цифровая платформа «Билет в будущее». Я сопровождаю детей на профессиональные пробы, мастер-классы и экскурсии, предварительно обозначив цели посещения выставки или предприятия. Родители отмечают заинтересованность своих детей в проекте. Вместе с детьми папы и мамы обсуждают результаты диагностик, посещают вместе с детьми профессиональные пробы и экскурсии и говорят, что удивлены масштабами производства и выставок. Проект дает возможность посмотреть с разных сторон на будущую профессиональную деятельность, узнать потребность предприятий в кадрах.

Захарова Ксения, средняя школа№1 (Ворсма):

– Спасибо за удивительно интересный проект! Мне очень нравится в нем участвовать. Тесты и диагностики, представленные в нем, настолько доступны и понятны, что хочется пробовать себя в разных направлениях и изучать еще больше материалов в интересной для меня профессии. 

Кира Чурушкина, школа № 5 (Дзержинск): 

– Мне очень нравится участвовать в проекте «Билет в будущее» потому, что он помогает мне определиться с будущей профессией. Я учусь в девятом классе, и в следующем году предстоит сделать выбор: продолжать обучение в десятом классе или получить профессию в колледже. Благодаря диагностикам и профпробам «Билета в будущее» я стала лучше понимать себя, свои желания и предпочтения в будущей профессии.

По результатам тестирования одна из предложенных мне профессий – аналитик. На мой взгляд, это направление мне очень подходит и будет интересно. С самого начала я была поражена разнообразием предлагаемых профессий. Такой широкий выбор позволяет знакомиться с различными сферами деятельности, что очень полезно для меня. Особенно мне запомнилась профессиональная проба «Учитель», в ходе которой я разработала свой интерактивный урок для учеников начальной школы. На практике я увидела плюсы и минусы этой профессии.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате