Музыканты рассредоточились в нескольких локациях Арсенала и, играя друг с другом, перемещались в пространстве

Музыканты рассредоточились в нескольких локациях  Арсенала и, играя друг с другом, перемещались в пространстве

В 1843 году было закончено строительство здания Арсенала – военного склада на территории Нижегородского кремля.

Здание было построено по распоряжению императора Николая I. На протяжении полутора столетий в нем хранились амуниция, оружие, обмундирование, военные карты. В 2003 году Арсенал обрел новых хозяев, а после масштабной реконструкции и приспособления под музейную деятельность его оборонительная функция сменилась художественной. 

Сегодня нижегородцы знают Арсенал как музей и культурную площадку, где можно познакомиться с современным искусством, но так было не всегда. Различные аспекты жизни здания Арсенала обсуждались на событиях специальной юбилейной программы – лекциях, экскурсиях и концертах. Кстати о концерте: недавно к 180-летию здания в нем была организована коллективная импровизация In Ars. 

Десять композиторов, чья музыка неоднократно звучала в стенах Арсенала, создали коллективное посвящение этому пространству – предложили двадцать и один мотив в минималистическом духе, а нижегородские музыканты исполнили их, щедро снабдив импровизациями. 

Интересной особенностью произведения стала его пространственная организация. Музыканты рассредоточились в нескольких локациях Арсенала и, играя одновременно друг с другом, перемещались в пространстве таким образом, что в финале встретились в общем зале и буквально пришли к единой мелодии. К единому и «главному» мотиву, в котором с помощью нот было зашифровано слово «Арсенал» и таким образом, здание получило свою мелодию – с витиеватым восхождением и утвердительным окончанием. Ведь, как известно, помимо слоговых названий ноты имеют также обозначения латинскими буквами, и в композиторской практике известно немало примеров, когда мелодические звуки выступали как шифр, скрывающий имена, инициалы и прочее. 

Опыт коллективной импровизации продлился примерно сорок минут. Следить за перемещениями музыкантов можно было с помощью камер и трансляций. Так как старые кирпичные стены дают прекрасную реверберацию, были слышны «путешествия» солирующих скрипки и флейты, равно как реплики автономно расположившихся ансамблей домр и баянов. Очень интересный акустический эффект!

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате