О чем рассказала флейта? В Нижегородской филармонии им. М.Л. Ростроповича прошел пятый фестиваль «Голос флейты»

О чем рассказала флейта? В Нижегородской филармонии им. М.Л. Ростроповича прошел пятый фестиваль «Голос флейты»

Художественный руководитель фестиваля Андрей Малых, директор и солист (флейта) Академического симфонического оркестра филармонии рассказал коррес­понденту «НН», что замысел фестиваля возник достаточно давно.

– Лет десять назад или даже больше я с помощью коллег-энтузиастов начал проводить флейтовые концерты в Малом зале филармонии. Они пользовались всё возрастающей популярностью и однажды, когда зал был просто переполнен, директор филармонии Ольга Николаевна Томина сказала: «Давай-ка организуем фестиваль флейты!» Так всё и началось.

– Цель фестиваля, я так понимаю, познакомить широкого слушателя с флейтой, с репертуаром, с классикой и достижениями, с исполнителями?

– По большому счету, да. Конечно же, мы, флейтисты, считаем, что наш инструмент самый лучший. И точно то же самое вам скажут гобоисты, фаготисты, скрипачи – любые инструменталисты (смеется). Флейтовый репертуар обширен и очень разнообразен, написано множество сочинений с незапамятных времен и до современности, и их количество всё возрастает. Очень много шедевров. Играя их, мы получаем огромное удовольствие, и нам хочется поделиться этими ощущениями со слушателем. Нам интересно показать и возможности инструмента, и самих себя.  В целом же задача фестиваля сугубо «музыкальная»: стараемся составлять программы таким образом, чтобы они были интересны не столько флейтистам, сколько максимально широкому кругу публики.

– Знаю, что, помимо концертов, фестиваль включает в себя и мастер-классы…

–  Да,  их проводят наши столичные гости – опытные музыканты «с именами», которые способны поведать ребятам, успевшим записаться на мастер-классы, некоторые «военные хитрости» нашей профессии.  Это уже к слову о просветительской, образовательной цели фестиваля. 

– Флейта обстоятельно представлена в барокко, в классицизме, в романтической музыке. Но многим ли известны другие ипостаси инструмента – например, флейта джазовая? Наверняка в фестивальных программах звучали особо интересные, редкие сочинения, где флейта представала в неожиданных образах?

– Особенно интересные? Бывали. Я, в частности, играл две сюиты Клода Боллинга – французского композитора, написавшего музыку к сотне с лишним фильмов. На этом фестивале в программе значится одна часть джазовой сюиты композитора Николая Капустина, весьма известного. Почему одна часть? Да потому, что, если мы не будем себя ограничивать и станем играть всё, что нам хочется, каждый концерт растянется часов на шесть! (улыбается).

В нашей программе в этом году есть и классика, и современность. Моцарт, Галуппи, Девьен… Хиндемит, Берио… Очень интересная пьеса Scerzo Lacrymoso Виктора Чернелевского: в ней флейтистка также играет на литаврах. Или вот, наисвежайшее, буквально  только что написанное произведение Концерт для двух флейт с оркестром московского композитора Дениса Хорова. Две недели назад состоялась мировая премьера этого сочинения в Иркутске, и теперь оно прозвучит у нас. Молодой композитор Михаил Крутик написал Кончерто гроссо для флейты, скрипки, клавира и двух оркестров: тут мы видим возвращение и переосмысление барочных мотивов.

И, между прочим, боль­шинство исполняемых произведений звучат в Нижнем Новгороде впервые.

Мария Федотова. Фото music-nn.ru.

Следите за нашими новостями в удобном формате